Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 16:58, курсовая работа
Ответственность является необходимым и профессионально значимым качеством будущего специалиста. Так как обществу нужны специалисты, способные на самостоятельные решения и действия, готовые взять на себя ответственность в любой профессиональной ситуации, умеющие определять цель деятельности, выбирать оптимальный путь достижения цели.
Ответственность называется среди основных качеств в моделях современного специалиста. Однако, до сих пор актуальной является проблема формирования ответственности в учебной деятельности.
Введение
Ответственность как свойство личности…………………………………..
Понятие ответственности………………………………………………
Структура и типология ответственности…………………………………………………………
Проблема ответственности в отечественной психологии………………………………………………………………
Ответственность как профессионально значимое качество будущего специалиста
2. Методы исследования
Заключение
Список литературы………………………………………………………............
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ Факультет педагогики
Кафедра психологии развития |
Ратькова Светлана Юрьевна
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студент(ка) ____________
(подпись)
Руководитель доцент, к.п.н.
_____________ И.В. Носко
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________2011 г. |
Оценка _________________________
____________ ___________________ «_____» ________________ 2011 г. |
Владивосток
2011
Оглавление
Введение
2. Методы исследования
Заключение
Список литературы…………………………………
Введение
Ответственность является необходимым
и профессионально значимым качеством
будущего специалиста. Так как обществу
нужны специалисты, способные на
самостоятельные решения и
Ответственность называется среди основных качеств в моделях современного специалиста. Однако, до сих пор актуальной является проблема формирования ответственности в учебной деятельности.
Большой вклад в изучение
проблем ответственности в
Объект. Учебно-профессиональная деятельность студентов.
Предмет. Формирование ответственности у студентов.
Проблема.
Цель. Рассмотреть проблему ответственности в учебно-профессиональной деятельности студентов.
Задачи.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение).
Структура работы:
1. Ответственность как свойство личности
1.1 Понятие ответственности
Термин «ответственность» (от латинского rospondero – отвечать) констуировался впервые в юриспруденции во второй половине XV столетия: имеется в виду, что тот, кто виноват, должен держать ответ. До философского, и тем более психолого-педагогического созревания данного термина «ответственность» было еще далеко. Так, еще в эпоху французского просвещения Ж.-Ж. Руссо в своем труде «Эмиль, или о воспитании» неоднократно подчеркивал, что время основного развития духовности, нравственности и ответственности личности наступает в юности. Он разработа программу деятельностного формирования духовно-нравственных чувств юноши, большое значение придавал в ней свободному становлению его ответственного поведения вобществе [2].
В «Словаре современного русского литературного языка», ответственность определяется как «возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство, отчитываться в каких- нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия». Такая трактовка ответственности затрагивает лишь конечный этап деятельности субъекта и выполняет контроля и возложения вины, на основе «обязательства отчитываться за действия» и «обязательства принять на себя вину за последствия своих действий». Помимо того, что ответственность можно нести, принимать на себя, возлагать на кого-то, ее можно слагать, снимать с себя, с кого-либо, можно также привлекать к ответственности принудительно. Причем все действия, связанные с этим понятием, предполагают осознанную активность субъекта, независимо от того, навязана ему ответственность извне или принята им на себя добровольно.
Нетрудно заметить, что ответственность никогда не бывает безличной, она всегда связана с субъектом. Наличие же субъекта ответственности требует указания и ее объекта – того, за что субъект несет ответственность, что возложено на него или принято им для исполнения. Из связи субъекта и объекта ответственности возникает временная перспектива понятия: ответственность за совершенное действие – ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить, – перспективный аспект.
Субъектно-субъектное отношение всегда предметно, оно реализуется через объекты ответственности. Поэтому как бы ни трактовалась ответственность разными авторами – как подотчетность, наказуемость, обязанность или свойство характера личности, вина, – при системном ее рассмотрении главным в ней становится отношение субъекта и объекта ответственности, его предпосылка и динамика.
Ответственность - интегративное качество личности, детерминирующее активность субъекта на основе свободного выбора и предвидения его результатов, направленное на формирование и развитие личностного механизма контроля, способности отвечать за свои действия перед самим собой.