Отечественные педагоги-классики о работе со слабыми и отстающими в учении школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:04, реферат

Краткое описание

Петр Федорович Каптерев (1849 - 1921) - теоретик и исто-рик воспитания и образования занимает видное место в рус-ской педагогике. Он многое взял из идейного отечественного наследия 1860-х гг. (Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского), за-падных педагогических концепций (Д. Локка, Г. Спенсера, И.Ф. Гербарта). П.Ф. Каптерев продолжил традицию антропологического обос-нования воспитания. Он подчеркивал бесперспективность развития педагогики без опоры на данные физиологии и пси-хологии. По его мнению, педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаменталь-ные законы, открытые науками о человеке. Педагогика не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблю-дения и рекомендации, которые являются «обобщением лич-ного опыта».

Вложенные файлы: 1 файл

отечественные педагоги.docx

— 30.75 Кб (Скачать файл)

В-третьих, основным средством  перевоспитания должна быть правильная организация жизни и деятельности трудного ребенка. Надо помнить, что  нравоучения, нотации не очень действенные  средства воспитания педагогически  запущенного ребенка, так как  у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение  и скепсис по отношению к словам воспитателя. Это не исключает того, что задушевный разговор в атмосфере  искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвертых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение чего-то, борьбу с недостатками и пороками. Перевоспитание - это  и формирование развития положительных  привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь  трудного школьника в процесс  самовоспитания, организовать борьбу его самого с собственными недостатками.

Что касается групп с асоциальной  направленностью, которые состоят  из трудных подростков, то возможны в отношении их две линии поведения. Можно противопоставить этим стихийным  малым группам увлекательные  дела организованных групп в тех  же дворах и на тех же улицах, которые  обладали бы притягательной силой в  отношении подростков. Можно, как  советует Кочетов не противопоставлять  организованную жизнь во дворе стихийной  жизни группы, а привлечь ее целиком  к интересному, увлекательному делу, способному зажечь подростков, не разрушая установившихся дружеских связей между  ребятами, переключить активность и  энергию группы тоже в активное, но общественно полезное русло. Конкретные меры зависят от характера и направленности стихийно сложившихся групп, от ее устойчивости, закрепившейся системы взаимоотношений  и т.д.

Конечно, нельзя рассчитывать на то, что за сравнительно короткое время можно полностью выправить  личность трудных ребят, ликвидировать  такие относительно устойчивые черты, как грубость, упрямство, лень, циничное отношение к моральным принципам, «расхлябанность», недисциплинированность.

Если подобная работа с  трудными школьниками не будет эпизодом, то общественно здоровая деятельность постепенно приведет к тому, что  организованность вытеснит расхлябанность, настойчивость - упрямство, общественная мораль вытеснит ложную мораль групповой эгоистической солидарности, ложная романтика жаргона, грубой физической силы, правонарушений уступит место романтике творчества, спортивной борьбы, романтике походов, ночных привалов, товарищеской взаимопомощи.

Нельзя недооценивать  и роли индивидуального шефства  как одного из методов перевоспитания трудных школьников. Условия успешности работы таковы: шеф должен быть авторитетным человеком для трудного подростка, примером для подражания в нравственной области, обладать именно такими качествами, которых не хватает данному школьнику, быть хорошо информированным о жизни, учении, интересах, друзьях своего подопечного, обладать известными педагогическими качествами: тактом, чуткостью, педагогическими знаниями и умениями и, наконец, иметь время и желание, чтобы шефство носило характер систематических встреч, постоянного общения шефа и подшефного.

Школьному педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается  воспитатель в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может  организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Индивидуальный подход предполагает в первую очередь знание и учет индивидуальных, специфических условий, которые повлияли на формирование той  или иной черты личности. Это нужно  знать потому, что только понимая  природу того или иного личностного  проявления, можно правильно реагировать  на него.

Индивидуальный подход предполагает и знание побудительных причин поступков  школьников. Различия в мотивах действий определяют и различия воспитательных мероприятий, которые должны быть осуществлены в связи с тем или иным поступком  учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли правильно реагировать, не выяснив мотива этого поступка. Конечно, такой поступок требует осуждения. Но квалифицировать его следует по-разному, в зависимости от того, например, ударил ли ученик дежурного по классу за сделанное замечание, реагировал ли на оскорбление со стороны одноклассника или, наконец, пытался защитить доброе имя девочки-одноклассницы.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так  как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому  от похвалы лучше воздержаться, чтобы  не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчеркивание  недостатков ученика может сыграть  отрицательную роль по отношению  к неуверенному в себе ребенку  и положительную, если школьник слишком  самоуверен и несамокритичен.

Индивидуальный подход выражается и в применении меры и формы  наказания. На одних школьников действует  простое осуждение, на других подобные формы осуждения впечатления  не производят и воспринимаются как  снисходительность или мягкотелость воспитателя. По отношению к таким  школьникам следует применять более  строгие меры взыскания.

Особое значение в работе с педагогически запущенными  школьниками имеют три момента:

1) в общении с ними  очень важно теплое, сердечное,  доброжелательное отношение. Озлобленности,  подозрительности, недоверчивости  подростка надо противопоставить  доброту, душевную теплоту и  мягкость;

2) воспитателю необходимо  уметь выявлять то положительное,  что имеется в личности каждого  школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного  и стараться опереться на это  положительное в работе по  его перевоспитанию.

Положительное в личности запущенного школьника увидеть  не так легко: с одной стороны, оно часто скрыто, находится не на поверхности, а с другой - учителю  иной раз и субъективно трудно заставить себя с этой позиции  присмотреться к приносящему  ему много хлопот ученику. Иным учителям попросту не хочется видеть что-то хорошее  у плохого ученика, а некоторые  считают, что есть ученики «вообще  плохие», в личности которых не может  быть ничего хорошего. Разумеется, это  мнение ошибочно.

Выявить и использовать то положительное, что имеется в  личности любого трудного подростка, не всегда легко, зато этот прием воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит  учителя за затраченный труд. Психологическое  действие этого приема двусторонне. Во-первых, трудный школьник часто  искренне убежден в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых ребенок открывает  в себе что то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует  на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные  стороны личности трудного ученика  открывают возможность приобщить  его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания  заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко хорошие результаты  дает открыто выражаемое доверие  к нравственным силам трудных  подростков. Подростки очень ценят  то, что им доверяют, несмотря  на их плохую славу, дурную  репутацию, доверяют им, которым  еще никто ничего не доверял.

Подозрительные подростки  иногда с трудом верят в то, что  им действительно доверяют, что это  доверие искренно. Они относятся  к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному  приему. А если у трудного подростка  уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие  подвергается той же участи.

Существует три условия, при которых ставка на доверие  оказывается оправданной:

Ш первое условие: доверие должно быть естественным и непринужденным, а не явно искусственным приемом. Подросток должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

Ш второе условие: учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;

Ш третье условие: учитель, оказав доверие ученику, не должен занимать позицию пассивного созерцателя результатов своего эксперимента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре внимания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неуспеваемость - сложное  и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. В настоящей  курсовой работе сделана попытка  рассмотреть неуспеваемость школьников в связи с основными категориями  дидактики - содержанием и процессом  обучения.

Неуспеваемость в этой системе взглядов трактуется как  несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение  и устранение всех ее элементов. В  отечественной педагогической мысли  выдвигается понятие «отставание», которым характеризуется как  неуспеваемость в виде процесса, так  и отдельные частичные и разновременные невыполнения требований. Отставание предстает как невыполнение требований учебного процесса.

В арсенале школьного педагога обязательно должны быть такие коррекционные  методы, как наглядные опоры в  обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности слабых школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также  щадящая учебная нагрузка.

Работа с запущенными  в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует  времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает  затраченное время и силы. При  этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом  ликвидировать уже укоренившиеся  привычки и проявления, корректировать личность. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов, в благородном деле формирование личности человека.

Поэтому учителю в обязательном порядке необходимо знать причины  неуспеваемости младших школьников, индивидуальные особенности этих детей, а также учитель должен знать как организовывать свою работу с педагогически запущенными детьми, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен.

Список использованной литературы

1. Вопросы предупреждения  неуспеваемости школьников. Сб. статей. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972.

2. Джуринский А.Н. История  педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: ВЛАДОС, 1999.

3. Калмыкова З.И. Психологические  принципы развивающего обучения. - М., 1979.

4. Кочетов А.И. Перевоспитание  подростка. - М, 1972.

5. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917-1987. - М.: Просвещение, 1987.

6. Сухомлинский В.А. Избранные  произведения. /Под ред. Дзеверина А.Г. - Киев, 1979-1980. Т. 5.


Информация о работе Отечественные педагоги-классики о работе со слабыми и отстающими в учении школьниками