Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:31, реферат

Краткое описание

Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста. Программа профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности «Светлый путь».

Вложенные файлы: 1 файл

дополнение курсовой.docx

— 87.25 Кб (Скачать файл)

 

В программе используется подборка коммуникативных, подвижных, развивающих игр и различных  тренингов, которые мы структурировали  по цели и сформировали из них «Занятия».

Например:

Занятие №1

«Я ромашка, люблю  шоколад».

Цель: знакомство, снятие психологического напряжения в группе.

Участники вместе с ведущим  занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с помощью  игры «МЯЧ»

1) Участник называет свое  имя делает движение и передает мячик соседу, который тоже называет свое имя делает движение, повторяет предыдущее и передает мячик дальше, пока не представятся все участники и не повторят движения.

2) Участник кидает мячик  любому члену группы, тот называет  свое имя и кидает мячик  кому-либо по своему выбору.

3) Участник называет свое  имя и имя того, кому бросает  мяч.

2. Обсуждение правил: не  обижать друг друга и не  обсуждать ни с кем занятия.

3. Поменяться местами  по какому-либо признаку. Все сидят на своих местах, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого… (например, в одежде есть синий цвет)», те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремится занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула становится водящим. Игра прекращается, когда признаки начинают повторяться.

4. Лишний стул. Под музыку  бегают вокруг стульев, музыка  останавливается – все должны  занять стул, кто остается без  стула уходит, забирая с собой  стул.

5. «Что я люблю» с  запоминанием других. Каждый участник говорит, что он любит. Затем другие участники должны вспомнить, кто что любит.

6. Один начинает предложение,  другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: «Сегодня утром…», сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: «Сегодня утром шел снег», затем он говорит свое начало фразы, его сосед ее заканчивает.

7. Путаница. Выбирается водящий а остальные участники образуя круг начинают запутываться, меняя своё положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Задача водящего – распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.

8. Релаксационные упражнения  на руки.

Представьте, что в вашей  левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите  его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите  его. Постарайтесь сжать его ещё  сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон  и расслабьтесь. Не правда ли, насколько  лучше чувствуют себя ваши рука и  ладонь, когда они расслаблены? И  снова возьмите лимон левой рукой  и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон  сам выпадет из вашей руки. (Повторить  весь процесс для правой руки.)

9. Рефлексия занятия.

Используется форма беседы, выполнения творческих заданий в  рамках классного часа.

Классный час  «Честность и правдивость».

Цель: формирование у детей понятие честность и правдивость через знакомство с пословицами и поговорками, а так же анализ предложенных ситуаций.

  1. объясни содержание русских народных пословиц и поговорок: «В ком правды нет, в том и добра мало», «Береги платье с нову, а честь смолоду».
  2. Прочитай два небольших рассказа и скажи, к какому из них какая пословица подходит:

Однажды я пошел в компьютерный клуб. Дома сказал, что буду играть во дворе. Это потому, что мама запрещает  мне ходить в этот клуб. Я заигрался и пришел домой поздно. Мама волновалась. Заболела сестренка. Меня нет, некому сходить в аптеку. Сестренка плакала, у нее был жар.

У меня был друг. Однажды  у него дома я увидел красивую старинную  книгу. Она мне очень понравилась. Я захотел иметь такую же. Друг вышел к звонившему телефону, а я заспешил домой. Потихоньку я взял красивую книгу. Дома долго ее рассматривал и радовался. Потом все об этом узнали. Мне было стыдно. Я вырос. Как-то встретил старого друга. Он не обрадовался и не пригласил меня. Я подумал, что он помнит случай с книгой. И мне опять стало стыдно.

3. Вспомни и расскажи  сказку «Заюшкина избушка».

  • Ответь на вопрос: какой поступок совершила лиса?
  • Сделай рисунок к этой сказке.
  • Придумай к нему такое заглавие, в котором будет назван поступок лисы.
  • Выбери нужные слова из перечисленных: честный, плохой, несправедливый, товарищеский, нечестный, хороший.

Объясни, почему ты считаешь выбранное слово самым правильным для оценки поступка лисы. Соедини  стрелками похожие слова: честный, верный, лживый, правдивый.

4. Дай свое определение  этим словам. Какой вывод можно  сделать из сегодняшней беседы.

5. Составление 5 заповедей  честного человека.

Так же программа предусматривает  мероприятие совместное с родителями – Веревочный курс.

Веревочный курс – это  серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для  малых групп, а также индивидуальные занятия. Эта программа разработана  американской фирмой Barron Adventures.

В процессе выполнения курса  создается атмосфера творческого  поиска, прорабатываются возможности  принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс – это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели «веревочного курса – командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

выработку стратегии группой;

творческий подход;

самовыражение;

результативное лидерство;

уверенность в себе;

решение проблем;

преодоление себя.

Необходимо соблюдать  все условия выполнения «Веревочного курса».

1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 20 человек.

2. Упражнения выполняются под руководством людей хорошо знакомых с «курсом».

3. Время на подготовку задания не ограничено.

4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить  только в теплой, доброжелательной атмосфере.

Упражнения:

«Узелки».

Участники образуют круг и  берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя  рук, распутать узел и образовать круг.

«Электрическая  цепь».

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней – встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого  упражнения: 1) электрический ток  должен беспрепятственно течь по замкнутой  электрической цепи, образованной сцепленными  руками и ногами; 2) на каждом этапе  участники должны отрываться от земли  одновременно.

«Все на борт».

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок, ковер).

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней  величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать  то же самое на площади меньшей  величины.

Это упражнения на доверие  и снятие комплексов (освобождение внутреннего «Я». Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:

– Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?

– Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?

Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.

 

2.3 Результаты частичного апробирования программы

 

На практике апробирована лишь часть программы. Было проведено 6 занятий. Организованна выставка «В здоровом теле здоровый дух» для начальных  классов.

Для вторичной диагностики  использовалась методика «Как поступать?» (И.Б. Дерманова)

Цель: выявить у испытуемых отношения  к нравственным нормам.

 

 

 

Из 25 человек, отсутствуют  школьники, не имеющие четкие нравственные ориентиры.

У 3 нравственные ориентиры  существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает  это недостижимой мечтой. Адекватно  оценивает поступки, однако, отношение  к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции  неадекватны.

У 14 детей нравственные ориентиры  существуют, оценки поступков и эмоциональные  реакции адекватны, но отношение  к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое. И оставшиеся 8 ученика, обосновывают свой выбор нравственными установками.

Ниже приведена сравнительная  диаграмма по опроснику «Как поступать?» на ней видно, что вырос показатель детей, у которых нравственные ориентиры устойчивые с 3 до 8, так же вырос показатель детей с адекватными эмоциональными реакциями с 9 до 14, и ярким примером положительных изменений служит тот факт, что по результатам вторичной диагностики отсутствуют дети с несформированным представлением о нравственных ориентирах.

 

 

По результатам прохождения 1 этапа ГИА, я провела опрос  среди учителей, который состоял  из трех вопросов.

Опрос для учителей МБОУ СОШ №9

Цель: определить эффективность  программы профилактики «Светлый путь»

Здравствуйте Уважаемая (Ф.И.О. педагога), в рамках 1 этапа  итоговой аттестации выпускников Красноуфимского педагогического колледжа, во внеурочную деятельность 3 «Б» класса я включила программу профилактики отклоняющегося поведения «Светлый путь». Сейчас провожу анализ полученных результатов. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

Как часто Вы сталкиваетесь  с учениками 3 «Б» класса?

Заметили ли вы изменения  в поведении 3 «Б» класса?

Воспользуетесь ли вы программой?

Из полученных ответов  приводим цитаты:

«Дети стали больше общаться на переменах с учениками моего  класса, научили ребят из параллели  играть в игру «Крокодил». Учитель начальных классов МКОУ СОШ №9 Осипенко И.В.

«Мне кажется, ребята стали  меньше ругаться, общение складывается лучше, заметила, что класс стал дружнее. Очень радует что родители активно подключились к воспитательному процессу» Классный руководитель 3 «Б» Александрова Л.В.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод об эффективности  разработанной нами программы. О  повышении уровня нравственного, культурного  развития учеников можно судить по результатам опросников. Благоприятный климат в коллективе, снижение конфликтов и нарушений внутреннего распорядка ОУ говорят о формирование умения взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях. Так же хочется отметить, что заметно снизились случаи использования жаргонной лексики на уроках и переменах.

Мы уверены, положительным  эффектом частичной апробации проекта  будет развитие позитивной, здоровой, активной личности.

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность отклоняющихся форм поведения и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

Лучшая профилактика отклоняющегося поведения это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание школьника, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

Разработать программу профилактики отклоняющегося поведения детей  младшего школьного возраста во внеурочной деятельности удалось через реализацию поставленных задач:

– проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме, раскрыть подходы к определению и классификации отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста;

Информация о работе Отклоняющееся поведение детей младшего школьного возраста