Отчет по производственной практике в МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 06:32, отчет по практике

Краткое описание

Основными целями является:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;
- Формирование здорового образа жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

отчет ани.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

а) состав семьи;

б) жилищные условия;

в) тип семейного воспитания

4. Состояние здоровья ребенка (общее  развитие, болезни, отклонения).

5. Причины постановки ребенка  на индивидуальный психологический учет.

6. Учет тестирования (с датами).

7. Результаты индивидуальной консультации, обследования.

8. Рекомендации педагогам, родителям, ребенку.

8. Планы групповой работы. Когда психолог проводит ту или иную групповую работу коррекционного или просветительного характера, то он имеет план работы с той или иной группой, согласованный с администрацией школы.

9. Психологическое заключение. Выдается при требовании директора, либо вышестоящих организаций. Заключение содержит в ceбe следующие моменты:

- по чьей инициативе выдается заключение;

- дата, время и место проведения  исследования;

- цель исследования;

- применявшиеся методы исследования (даются точные научные названия  методов на случай знакомства  с материалами заключения специалистов);

- характеристика результатов (дается в форме доступной неспециалисту, однако все материалы подобного исследования обязательно сохраняются на случай возможной их проверки специалистом);

- выводы и рекомендации (в соответствии  с целью исследования).

10. Отчет о работе за год

Профессия школьного психолога имеет ряд особенностей. Для общества данная профессия находится на этапе становления, запросы к ней не всегда соответствуют возможностям специалистов. Это создает серьезные проблемы у молодых специалистов. Психолог, приходящий на работу в школу, испытывает значительные трудности профессиональной и личностной адаптации и не может в полной мере применить на практике те специальные знания, умения и навыки, которые необходимы в учебном процессе. Соответственно, удовлетворенность деятельностью для такого специалиста невысока, что сказывается на эффективности его работы.

У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности психологов.

Очень широкий спектр направлений психологической работы при отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

Отсутствие необходимого материала для работы с участниками образовательного процесса. Так же большой проблемой для школьного психолога является то, что часто школа не выделяет ему отдельного кабинета. В связи с этим возникает множество сложностей. Психолог должен хранить где-то литературу, методические пособия, рабочие бумаги, наконец, свои личные вещи. Ему необходимо помещение для проведения бесед и занятий. Для некоторых занятий помещение должно удовлетворять определенным требованиям (например, быть просторным для проведения физических упражнений). Со всем этим психолог испытывает трудности. Обычно ему выделяют то помещение, которое свободно в данный момент, временно. В итоге может возникнуть ситуация, когда беседа с учеником проводится в одном кабинете, а необходимая литература и методики находятся в другом. В связи с большим объемом обрабатываемой информации школьному психологу желательно было бы иметь хороший компьютер, что школа не может ему обеспечить. Эта проблема касается не только молодых специалистов.

При прохождении практики я столкнулось с трудностью, из того что перечислено выше – это отсутствие специального помещения для проведения психологических работ, а так же отсутствие достойного компьютерного оборудования.

 

  1. Осуществление отдельных видов психолого-педагогической деятельности.

Во время прохождения практики мною было проведено исследование по выявлению уровня тревожности у учащихся 2 классов, 43 учащихся.

Целью данного исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин

Задачи исследования:

  1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьного возраста.
  2. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности.
  3. Установить, существует ли зависимость между проявлениями тревожности и выявленными причинами тревожности.

Работа проводилась с учащимися четвертого класса школы №4

Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использована методика «Тест школьной тревожности Филлипса».

Целью данной методикой было изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет” (Приложение 2).

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 фактов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Используя данную методику, мы смотрели не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.

Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказался страх проверки знаний.

Также было установлено, что в четвертом классе есть дети с повышенной тревожностью.

На основании полученных данных психологом далее был разработан и проведен план коррекционной работы с тревожными учащимися.

Совместно с психологом были составлены рекомендации для родителей и педагогов (Приложение 3).

В процессе прохождения практики наиболее часто выполняла работу по интерпретации результатов методик, проводимых психологом.

Сначала трудность была при использовании программ математической статистики, но затем, разобравшись в программе, трудностей не возникало.

Ещё одним видом работы было составление психолого-педагогической характеристики учащегося.

Таким образом, в результате прохождения практики мною были получены следующие умения и навыки:

- составление психолого-педагогической  характеристики учащегося;

- составление рекомендаций при  работе с детьми;

- проведение беседы с учащимися.

 

Приложение 1

Психолого - педагогическая характеристика

ученика 4 В класса

МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»

Дементова Дмитрия.

Дементов Дмитрий 12.07.2004 года рождения, начал обучение в школе с 01.09.2010 в 1В классе, кл. руководитель  Носова И.П. Со слов учителя: включается в работу на уроках только в  первые минуты, затем наступает период отсутствия работоспособности. Приходится объяснять задания по нескольку раз. Во время урока  разговаривает вслух сам с собой. Во время перемены не может адекватно  общаться с одноклассниками, нуждается в многочисленных тактильных контактах.

При обследовании выявлены следующие особенности поведения, деятельности и общения:

Контакт- установился легко, но неполноценен- ребёнок не улавливает смысла инструкций в отдельных заданиях., ответы совершенно импульсивные. При этом без боязни откликается на предложения взрослого, включается в разговор.

Интерес - задания выполняются, тревога отсутствует. Но интерес поверхностный. Деятельность возможна при разнообразной стимуляции.

Аффективный компонент- мимика слабая, практически отсутствуют, эмоции проявляются высказываниями, аффект благодушия не зависимо от результатов деятельности.

Активность - задания принимает, но нужно побуждение и организующая помощь в отдельных заданиях.

Оценка собственных достижений - неадекватно положительная, несмотря на указываемые ошибки.

Особенности работоспособности:

Темп работы - медленный, много времени уходит на пояснение смысла задания, который ребёнком не всегда улавливается.

Истощаемость - очень высокая, время продуктивной работы составляет до 5 мин, по мере утомления, оно сокращается до 1,5 мин. Во время работы- лежит на столе. Практически не прекращаются многочисленные хаотичные движения и речь, не относящаяся к выполняемой задаче. Зевота, задержки дыхания.

Внимание - очень неустойчиво, легко отвлекается и  «выключается» из работы при минимальных раздражителях (перестаёт улавливать смысл  обращённой речи)- например, при перелистывании лист или звонке с урока.

Ориентировочная деятельность - в большинстве заданий поиск малопродуктивен. Ответы импульсивны или наугад. Не ориентируется во времени.

Понимание обращённой речи - большинство инструкций требуют уточнения, повторения и напоминания.

Собственная вербализация - скупая, однообразная. В отдельных заданиях очень трудно формулирует собственную мысль, при правильном выборе ответа.

Целенаправленность деятельности нарушается общей дезорганизацией при утомлении.

При личном общении и беседах - дружелюбен, отвечает на вопросы, открыт.

По полученным данным были рекомендованы консультации психоневролога и невропатолога.

 

Приложение 2

 «Тест школьной тревожности Филлипса»

Описание

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать школьникам, а можно и предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция

Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.

1. Трудно ли тебе держаться  на одном уровне со всем  классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель  говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать  в классе так, как этого хочет  учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь  из твоего класса бил или  ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы  учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься  при ответе или выполнении  задания?

8. Случается ли с тобой, что  ты боишься высказываться на  уроке, потому что боишься сделать  глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят  более низкую оценку, чем ты  ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос  о том, не оставят ли тебя  на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать  игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты  весь дрожишь, когда тебя вызывают  отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает  ощущение, что никто из твоих  одноклассников не хочет делать  то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать  такие отметки, каких ждут от  тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что  тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники  смеяться над тобой, если ты  сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих  одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься  ли ты о том, хорошо ли с  ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все  хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что  ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство  ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты такой работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами  вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое  сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Информация о работе Отчет по производственной практике в МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа № 4»