Отчет по психолого – педагогической практике в колледже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:03, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики: освоение форм профессиональной деятельности в полном объеме, овладение навыками и умениями проведения учебных занятий по психологии в учебных заведениях и диагностико-коррекционная работа с учащимися.
Во время прохождения практики необходимо:
- освоить методику проведения уроков по психологии, а так же внеучебных мероприятий, с применением разнообразных методов, активизирующих интерес и познавательную деятельность учащихся;
- научиться разрабатывать конспекты занятий по психологии;
- научиться составлять план воспитательной работы в группе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

Содержание

Введение
1. Паспорт учебного заведения…………………………………
2. План учебно-воспитательной работы……………………….
3. Конспект лекционного занятия……………………………..
4. Конспект семинарского занятия…………………………….
5. Результаты лабораторной работы…………………………..
6. План – конспект курсовой работы Меркуловой Татьяны ..
7. Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

практика в колледже.docx

— 81.67 Кб (Скачать файл)

Далее видеофрагмент №3 «Устройство глаза» (16.50 - 13.40)

Наши глаза постоянно находятся в движении и это напрямую связано со строением глазного яблока. В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение. Когда мы переводим взгляд, мы добиваемся того, что все интересующее нас попадает в зону зрительного восприятия, чтобы мы хорошо все рассмотрели. Но мы делаем это бессознательно. Потому что мозг получает эти моментальные картинки и формирует цельное изображение окружающего нас мира. Также мы узнали о наличии слепого пятна и задались вопросом: как же мы видим детали и краски окружающего мира? Мозг компенсирует наличие слепого пятна, поскольку глаза дают нам незначительно отличающиеся друг от друга изображения, и мы можем объединить их в единую картину. И вся информация, получаемая обоими глазами и переработанная мозгом, позволяет нам воспринимать окружающий мир.

Далее2 видеофрагмента №3, №4 «Эксперимент с обезьяной»(02.25 и до конца) и от начала и до(01.40)

Наша зрительная система может принять ограниченное количество информации. И, как правило, любой человек каждый день пропускает большое количество информации.

Слух -- способность органом слуха воспринимать звуки; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды.

Далее видеофрагмент №5 «Слух» (38.15 - 36.49)

Обоняние - ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе (или растворенных в воде -- для животных, живущих в ней), по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки, погруженные в слизистую оболочку так называемой обонятельной области. Раздражителями для рецепторов обоняния служат различные пахучие вещества, проникающие в нос вместе с воздухом.

Далее видеофрагмент №1 «Обоняние» (25.40 - 23.47), (13.00 - 12.02), (11.00 - 10.05)

· Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств.

Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.

Вкус - ощущение, возникающее при действии различных веществ преимущественно на рецепторы вкуса. Рецепторами вкусовых ощущений являются вкусовые луковицы, состоящие из чувствительных вкусовых клеток, соединенных с нервными волокнами. У взрослого человека вкусовые луковицы расположены главным образом на кончике, по краям и на задней части верхней поверхности языка. Середина верхней поверхности и вся нижняя поверхность языка не чувствительна к вкусу. Вкусовые луковицы также имеются на нёбе, миндалинах и задней стенке глотки. У детей область распространения вкусовых луковиц гораздо шире, чем у взрослых. Раздражителями для вкусовых рецепторов служат растворенные вкусовые вещества.

Далее видеофрагмент №1 «Вкус» (38.05 - 34.35)

Следует отметить, что вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкуса в значительной мере зависит от примеси обонятельных ощущений. Например, при насморке, когда обонятельные ощущения «отключены», в ряде случаев пища кажется безвкусной.

Осязание - это ощущение, получаемое при прикосновении кожи к различным телам.

Далее видеофрагмент №2 «Чувство осязания» (24.05 - 19.47)

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма (ощущения голода, жажды, боли и т.п.), возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., называются внутренними рецепторами.

Органические ощущения. Под влиянием раздражителей, связанных с основными жизненными процессами нашего организма (кровообращение, дыхание, усвоение пищи и др.), в нервных элементах, в том или ином виде представленных во всех внутренних органах, возникает определенный физиологический процесс, который сопровождается соответствующими ощущениями -- так называемыми органическими ощущениями. Общей особенностью этих ощущений является их диффузное, безликое протекание; они переживаются скорее как состояние всего организма, нежели той или иной отдельной системы. Именно эти ощущения лежат в основе нашего общего самочувствия; благодаря им протекание жизненных процессов нашего организма находит свое отражение, сигнализируя в случае необходимости принятия надлежащих мер.

В обычных случаях, при нормальном протекании наших жизненных процессов данные ощущения отдельно нами не переживаются -- мы замечаем лишь общее здоровое состояние нашего организма: мы хорошо себя чувствуем. Но если по какой-то причине протекание данных процессов затрудняется или задерживается, то есть организму недостает чего-то необходимого для нормальной жизнедеятельности, тогда соответствующие органические ощущения приобретают четкий, выраженный характер; возникают специфические ощущения, играющие весьма важную роль в переживании наших различных витальных потребностей. Голод, жажда, удушье и другие подобные переживания представляют собой типичные случаи проявления данных ощущений.

Поэтому к этой группе можно отнести и боль, которая, подобно органическим ощущениям, носит субъективный характер и выражает переживания, связанные с состоянием организма -- особенно тогда, когда ее источником являются внутренние органы.

Проприоцептивпые ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.

Рецепторы ощущений равновесия находятся во внутреннем ухе. Оно состоит из трех частей: преддверия, полукружных каналов и улитки. Рецепторы равновесия находятся в преддверии.

Перемещение жидкости раздражает нервные окончания, расположенные на внутренних стенках полукружных трубок внутреннего уха, что является источником ощущения равновесия. Следует отметить, что ощущение равновесия в обычных условиях мы получаем не только от названных рецепторов. Например, когда у нас открыты глаза, то положение тела в пространстве определяется и с помощью зрительной информации, а также двигательных и кожных ощущений, через передаваемую ими информацию о движении или информацию о вибрации. Но в некоторых особых условиях, например при нырянии в воду, информацию о положении тела мы можем получать только с помощью ощущения равновесия.

Следует отметить, что не всегда сигналы, идущие от рецепторов равновесия, достигают нашего сознания. В большинстве случаев наш организм реагирует на изменение положения тела автоматически, т. е. на уровне бессознательной регуляции.

Рецепторы кинестетических (двигательных) ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Эти ощущения дают нам представления о величине и скорости нашего движения, а также о положении, в котором находится та или иная часть нашего тела. Двигательные ощущения играют очень важную роль в координации наших движений. Выполняя то или иное движение, мы, точнее наш мозг, постоянно получаем сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах и на поверхности суставов. Если у человека нарушены процессы формирования ощущений движения, то, закрыв глаза, он не может идти, поскольку он не может поддерживать равновесие в движении. Это заболевание называется атаксией, или расстройством движений.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотренная нами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данного качества, или «модальности». Однако существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

Ощущение вибрации -- это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.

3. Основные свойства  и закономерности ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений:

· качество,

· интенсивность,

· продолжительность,

· пространственная локализация,

· абсолютный и относительный пороги ощущений

Качество -- это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке мы воспринимаем запахи не так как обычно, они искажены.

Длительность ощущения -- это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом -- временем действия раздражителя и его интенсивностью.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств -- удивительно тонко работающие аппараты. Например, глаз человека - очень чувствительный прибор. Он может различить около полумиллиона оттенков и цветов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км. Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость, поэтому обычный костер практически виден только за 6-8 км, а зажженная спичка - примерно за 1,5 км. Для каждого органа чувств существуют свои пределы чувствительности.

Закономерности ощущений:

· пороги чувствительности,

· адаптация,

· взаимодействие,

· сенсибилизация,

· контраст,

· синестезия.

Пороги чувствительности. Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражители выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности к различению.

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражение достигло определенной силы. Чтобы понять это на практике, достаточно всыпать в стакан с водой пару крупинок сахара. Доза слишком мала, вы не ощутите сладкого вкуса. Понемногу досыпайте сахар, пока, наконец, не ощутите легкий сладковатый привкус. Теперь достаточно рассчитать отношение количества воды к количеству сахара. Это и будет нижним порогом чувствительности.

Нижний порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог чувствительности - это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.

Верхний порог чувствительности с помощью сахара найти будет уже сложновато, поэтому приведу другой пример. Пример: вы заходите в темную, неосвещенную комнату. Очень-очень темную. Ничего не видно вообще. И тут постепенно начинает светлеть. Когда вы начнете едва различать предметы в комнате - это будет нижний порог. Когда же свет вас ослепит так, что вы уже ничего не увидите - это будет значить, что верхний порог чувствительности перейден. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Помимо верхнего и нижнего порогов существует еще порог различения.

Порог различения - это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

Некоторые дети имеют пониженную слуховая и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству. Минимально увеличить силу действующего раздражителя, которое вызывает едва заметные разные ощущения, называется порогом чувствительности к различения. Пример: в жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличение или уменьшение звука.

Это и есть проявления порога различения. Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность к различению. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной.

Вопрос к студентам: что происходит, когда вы из темного подъезда выходите солнечным днем на улицу? Совершенно верно, в первый момент вы ничего не видите. Но потом ваши глаза начинают привыкать к яркому свету, то есть адаптироваться.

Адаптация - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов. Еще один пример адаптации хорошо известно каждому. Когда человек заходит в реку, вода сначала кажется (Какой?) правильно холодной. Но потом ощущение холода пропадает.

Информация о работе Отчет по психолого – педагогической практике в колледже