Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:57, доклад
Завышая оценку человеку, даёшь ему крылья, занижая - делаешь из него изворачивающегося червя. И только разумный не спалит крылья и выберется из земли.
Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Нет средств их объективного измерения (типа весов, термометра).
Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика.Какова же оценочная система в стандартной школе?
Оценивание как неотъемлемая часть преподавания.
Завышая оценку человеку, даёшь ему крылья, занижая - делаешь из него изворачивающегося червя. И только разумный не спалит крылья и выберется из земли.
Нет единицы для сравнения, эталона, с помощью которого можно было бы измерить и объективно оценить знания учащихся. Нет средств их объективного измерения (типа весов, термометра).
Поэтому учитель не в состоянии правильно и беспристрастно оценить знания и труд ученика.Какова же оценочная система в стандартной школе?
Традиционно сложилось, что используемой формой оценкидостижений учащихся школы являются суммарные показатели полнотыи глубины усвоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале,которая фактически редуцирована до трёхбалльной. К тому же по традиции учащийсяне владеет критериями контроля и оценки. Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
Как часто мы затрудняемся при оценивании устных ответов или письменных работ своих учеников. Как часто потом спрашиваем себя, а справедлива ли та или иная отметка?
Изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий: влекут за собой и изменениесистемы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания,которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса.
Такие способы оценивания были рассмотрены нами на трехуровневых курсах переподготовки педагогических работников Республики Казахстан в рамках изучения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения»[ 1,с.161-165]
Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным (оценивание для обучения). Если целью оценивания является подведение итогов обучения для выставления отметок, то оценивание является суммативным (оценивание обучения).
Каждый вид оценивания взаиомодополняет друг друга. Так суммативное оценивание предоставляет статистические данные в образовательные организации, а также – родителям, новым учителям. Предоставление отчётности, отбор и мониторинг, таким образом, являются очевидным назначением данного вида оценивания.
Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, выбор лучших путей достижения необходимого уровня.
Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использование данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя.
Работа над этой темой, информационные источники заставили меня по-другому взглянуть на своих учеников. Хочу поделиться своими находками в области оценивания.
Критерии оценивания:
«Не знаю» – 0 баллов
«Мог бы работать лучше» ( встретились моменты, на которые затруднился ответить) – 1 балл
«Выполнил задание с небольшой помощью» (знаю недостаточно, допускаю ошибки) – 2 балла
«Выполнил задание самостоятельно» (знаю достаточно, информация полная, выполнил без ошибок) – 3 балла
В таблицу выносятся задания по этапам урока, ученики заполняют таблицу (самостоятельно, другу, в группе), далее набранные баллы переводятся в суммативную оценку: «5» - 28-30 баллов
«4» - 24-27 баллов
«3» - 20-23 балла
«2» - менее 20 баллов
Еще один вид оценивания «Принцип 5 П»: Полно? Правильно? Последовательно? Примеры? Пояснения? (соблюдение всех критериев помогает заработать высший балл.
Очень понравился опыт работы коллег по проведению месячника качества (месяц без «2»), когда дается возможность ученикам самим организовать свои дополнительные занятия, поработать индивидуально с учителем по «непонятной» теме.
Для разнообразия в своей практике я вводила накопительный оценочный лист (заполняется индивидуально), который действует по следующей схеме: на начало урока все ученики класса имеют отметку «3», в течении урока ребятам предлагается улучшить свой результат путем зарабатывания баллов( - 0,5 – за невыполненное домашнее задание, +0,5 – за активное участие в работе, -0,5 – за безучастие и т.д.)
Многими педагогами рассматривается метод безотметочного оценивания.
Рассмотрим принципы безотметочного оценивания, разработанные Г. А. Цукерман [2]:
1. Самооценка ученика
должна предшествовать
2. Самооценка ученика должна постоянно дифференцироваться
3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки
Ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию приучает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения различные у всех. При этом выполнение «обязательного минимума» обеспечивается, но не является основной задачей в обучении.
4. Содержательное (само)оценивание
должно быть неотрывно от
контролировать
5. Учащиеся должны иметь
право на самостоятельный
контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий
6. Оцениваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся
относительно их самих
7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом
Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.
8. Для итоговой аттестации
учащихся должна
система
Тематический и итоговый контроль может быть в форме тестовой работы по каждой теме. Вместо положительных и отрицательных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:
1-2 балла – необходимый уровень;
3-4 балла – базовый уровень;
5-6 баллов – максимальный уровень.
По результатам баллов успешности он получает зачет. Каждая тема ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не следует ограничивать. Учащийся должен иметь возможность доработать свои ошибки.
Каким бы не было оценивание, его основной задачей является – не навредить ученику. Главное, коллеги, понять, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания, а для этого необходимо принципиально изменить наше сознание.
Список использованных источников информации:
1.Руководство для учителя центра « Назарбаевские интеллектуальные школы»
2.http//festival.1september.
ГУ «Владимировская средняя школа»
ДОКЛАД: Оценивание обучения и оценивание для обучения.
2014 г.
Информация о работе Оценивание как неотъемлемая часть преподавания