Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования – дать характеристику положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также определить, насколько они практически внедряемы на настоящем этапе развития системы образования в Российской Федерации.
В ходе исследования планировалось решить следующие исследовательские задачи:
1. Определить характер изменений в обучении школьников согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Получить и привести данные об отношении к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования со стороны специалистов-педагогов.
3. Рассмотреть методические и организационные изменения в начальной школе при организации учёбы школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и комментарии к ним 6
1.1. Краткое содержание нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 6
1.2. Анализ положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 12
Глава 2. Практические изменения и формирование новой методологии 20
2.1. Необходимые изменения учебных материалов 20
2.2. Формирование новой методологии 23
Заключение 26
Литература 28
Относительно
второй половины дня меня беспокоит
то, что учителя постараются
Но самое слабое звено системы образования – это управленцы. Уровень их подготовки крайне низкий. Если у них спросить – что такое качество и чем оно отличается от эффективности, то не получишь внятного ответа. Поэтому для нашего Института развития образования показателями качества оказались число прочитанных лекций, разработанных модулей программ – все, что угодно. В сфере деятельности ИРО мы оказались не состыкованными с целями деятельности системы образования. Мы цели сами себе формулируем, сами их достигаем, сами проверяем, «все хорошо». У нас есть программа развития системы образования региона, программа действий. Однако, нужна концепция развития образования региона, которой нет. Федеральная концепция развития образования ущербная и над ней тоже не очень хорошо думали, похоже, что ее сочиняли какие-то небожители оторванные от реальной действительности. Сложно сопоставить то, что видно в реальной жизни и написано в концепции.
Концепция стандарта очень интересная, но это тоже далеко и оторвано от жизни школы. Хотя в принципе, я со многим в ней согласен. Меня смущает, что в представлении создателей этой концепции есть представление об учителе как об идеальном учителе. А наш учитель в большинстве своем не стремится модернизировать свою работу. Поэтому сказать - давайте сделаем так – и все сразу начнут дружно работать по-новому – так не произойдет. Это длительный процесс. Необходимо формировать новые кадры в образовании и работать со старыми».
Мы
привели мнение указанного специалиста
столь подробно потому, что считаем,
что А.В.Басов, не опускаясь до критиканства,
выделил именно основную проблему сегодняшнего
образования, а именно затруднения, связанные
с подготовкой кадров учителей, которым
и предстоит этот стандарт внедрять. То
есть на уровне идеи стандарт проработан
очень хорошо, проблемы с уровнем его воплощения.
Глава 2. Практические
изменения и формирование
новой методологии
2.1. Необходимые
изменения учебных материалов
Если подытожить все положения, изложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, то мы придём к следующим выводам.
Отличительной особенностью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде триады «знания, умения и навыки», формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются универсальные учебные действия. Под ними понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» ит.п. Для универсальных учебных действий предусмотрена отдельная программа -программа формирования универсальных учебных действий. Все виды универсальных учебных действий рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий, поэтому в программу их формирования включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе рассматривается как ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
1. Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
2. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Особенностью начала обучения в рамках анализируемого стандарта является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня постоянное использование компьютера в профессиональной и личной жизни вошло в обязательную повседневную практику, в этой связи важным представляется включение этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В
современной школе широко применяется
проектный метод. Средства ИКТ являются
наиболее перспективным средством
реализации проектной методики обучения.
Так, в Московском регионе в рамках анализируемого
стандарте рекомендован цикл проектов,
участвуя в которых, дети знакомятся друг
с другом, обмениваются информацией о
себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.
Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое
имя», «Моя семья», совместное издание
Азбуки и многое другое.
2.2. Формирование
новой методологии
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы программ должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.
Требования
к информационно-
Охарактеризуем такую важную часть, как материальная образовательная среда начальной школы. Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок-шестилетка в силу своих личностных особенностей приходит в первый класс с ещё несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, этот процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.