Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:57, реферат
Память – это психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познании станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.
В основе явлений памяти на физиологическом уровне лежат изменения активности отдельных нейронов и их популяций, а также более постоянные изменения на биохимическом уровне (в молекулах РНК и ДНК). Эти процессы обычно считаются субстратом двух форм памяти – кратковременной и долговременной, что подтверждается экспериментально-психологическими данными.
  4. Задачи и 
методы педагогики 
    Существуют теоретические и 
практические задачи педагогики, которые 
следует различать. Педагогика решает 
некоторые важные теоретические задачи: 
    1) определение закономерности 
процесса обучения, воспитания и образования; 
    2) изучение и обобщение опыта 
педагогической деятельности различных 
школ; 
    3) разработка и внедрение новых 
методов, форм, систем обучения и управления 
образовательными структурами; 
    4) изучение и внедрение результатов 
исследований в практику преподавания; 
    5) постановка целей и планирование 
образования на ближайшее и отдаленное 
будущее. 
    Теоретические задачи целиком 
и полностью имеют практическое воплощение 
в образовательных учреждениях. 
    К. Д. Ушинский, например, утверждал, 
что науки вообще только открывают факты 
и законы и не занимаются разработкой 
их практической деятельности и приложения. 
В то время как педагогика отличается 
в этом отношении. Поэтому задачу педагогики 
Ушинский видел в «изучении человека во 
всех проявлениях его природы со специальным 
приложением к искусству воспитания». 
    Практические задачи педагогики 
заключаются в том, чтобы «открывать средства 
к образованию в человеке такого характера, 
который противостоял бы напору всех случайностей 
жизни, спасал бы человека от их вредного 
растлевающего влияния и давал бы ему 
возможность извлекать отовсюду только 
добрые результаты» (Ушинский К. Д., «О 
народности в общественном воспитании» 
(1857)). 
    В настоящее время существует 
множество разнообразных научных методов 
педагогики. Основными из них являются: 
    1) педагогическое наблюдение; 
    2) исследовательская беседа; 
    3) изучение школьной документации 
и продуктов деятельности учащихся; 
    4) педагогический эксперимент; 
    5) изучение и обобщение передового 
педагогического опыта. 
    Педагогическое наблюдение, 
как основной источник накопления знаний, 
фактов и сведений, применяется в любой 
исследовательской деятельности. Особенно 
этот прием важен в педагогической деятельности, 
когда иначе описать процесс невозможно. 
    Педагогический эксперимент 
– это научный метод исследования, который 
позволяет подтвердить или отвергнуть 
какие-либо теоретические выкладки опытным 
путем. Назначение целей педагогического 
эксперимента определяет следующие виды 
экспериментов: 
    1) констатирующий; 
    2) созидательно-преобразующий;
    3) контрольный; 
    4) естественный. 
    Отрасли педагогической науки 
    Общая педагогика – предполагает 
исследование критериев, способов и форм 
образования. В данном случае необходимо 
учитывать общие возрастные признаки 
и условия получения образования в образовательном 
учреждении. Разделами общей педагогики 
являются теория воспитания, теория обучения 
и теория организации и управления в системе 
образования. 
    Дошкольная педагогика – занимается 
вопросами изучения закономерности воспитания 
детей дошкольного возраста. 
    Педагогика общеобразовательной 
школы – занимается изучением содержания, 
форм, методов обучения и воспитания школьников. 
    Специальная педагогика (дефектология) – 
особая наука, которая изучает развитие 
и закономерности обучения и воспитания 
детей, имеющих физические или психические 
отклонения в развитии. 
    Педагогика профессионально-технического 
и среднего специального образования 
– занимается изучением и разработкой 
вопросов обучения и воспитания учащихся 
ПТУ и средних специальных заведений. 
    Исправительно-трудовая педагогика 
– изучает проблему перевоспитания правонарушителей 
всех возрастов. 
    Педагогика высшей школы – 
занимается вопросами обучения и воспитания 
студентов вузов. 
    Педагогика, как самостоятельная 
научная дисциплина, не может развиваться, 
не взаимодействуя с другими науками. 
Так, например, при разработке педагогической 
теории важную методологическую роль 
занимает философия, которая определяет 
исходные данные при исследовании педагогических 
процессов. Психология влияет на решение 
конкретных вопросов обучения и воспитания, 
затрагивая вопросы разработки режимов 
труда и отдыха (особенно возрастная и 
педагогическая психология, изучающая 
закономерности психических процессов 
детей в зависимости от возраста, в условиях 
обучения и воспитания). Социология, которая 
изучает общество как сложный целостный 
механизм, дает педагогике большой практический 
материал для логической организации 
процесса обучения и воспитания. 
    Таким образом, в данной лекции 
мы познакомились с основными историческими 
этапами педагогической науки, предметом, 
объектом, функциями, задачами и методами 
педагогики.
Информация о работе Память. Виды памяти. Индивидуально- психологические различия памяти