Патриотическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Современная историческая ситуация в России коренным образом изменила ход общественного развития страны. В период преобразований в обществе началась ломка прежних ценностей, а также поиск новых нравственных ориентиров. Это обусловило появление новых идеалов, вошедших в противоречия с традиционным содержанием воспитания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4
1.1. Актуальность выбранной темы …………………………………………..5
1.2. Цели, задачи, методы, средства воспитания…………………………….5-7
1.3 Структура психолого-педагогической
характеристики учебной группы………………………………………….8-9
1.4. Годовой план воспитательной работы
классного руководителя…………………………………………………9-12
1.5 Фрагмент годового плана воспитательной
работы по системно-ролевой модели…………………………………….13
2.Практическая часть
2.1.Этапы воспитательного мероприятия
2.1.1 Подготовительный этап………………………………………….15-24
2.1.2. Проведение воспитательного мероприятия……………………25-26
2.1.3. Заключительный этап……………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по МВР.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Теоретическая  часть

Введение………………………………………………………………………3-4         

1.1. Актуальность выбранной темы …………………………………………..5   

1.2. Цели, задачи, методы, средства  воспитания…………………………….5-7

1.3 Структура психолого-педагогической

характеристики учебной  группы………………………………………….8-9  

1.4. Годовой план воспитательной работы

классного руководителя…………………………………………………9-12

1.5 Фрагмент годового плана  воспитательной

      работы по системно-ролевой модели…………………………………….13      

 

2.Практическая  часть

2.1.Этапы воспитательного  мероприятия

2.1.1 Подготовительный этап………………………………………….15-24    

2.1.2. Проведение воспитательного мероприятия……………………25-26 

2.1.3. Заключительный этап……………………………………………….26 

Заключение…………………………………………………………………….27     

Список  литературы………………………………………………………….28        

 

Введение

Современная историческая ситуация в России коренным образом изменила ход общественного развития страны. В период преобразований в обществе началась ломка прежних ценностей, а также поиск новых нравственных ориентиров. Это обусловило появление  новых идеалов, вошедших в противоречия с традиционным содержанием воспитания.

Последовавшее изменение  психолого-педагогического мышления к теориям развития личности актуализировало  проблему определения содержания воспитания в целом и патриотического  воспитания в частности.

Актуальность данной проблемы подтверждается также несоответствием имеющегося теоритического опыта патриотического воспитания современным условиям развития России.

Обширный опыт, накопленный  в советское время по данному  направлению воспитательной работы, требует философско-педагогического  переосмысления с гуманистических  позиций.

Более того, идеи многих ученых, в том числе В.Г. Белинского, Н.А.Бердяева, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Г. Чернышевского и других, о сущности патриотического воспитания как становлении готовности к сознательному служению Родине, в советский период были утрачены. А также адаптированы к задаче формирования патриотического воспитания: принятия идеала советской Родины и ненависти к ее врагам. В советской педагогике вопрос о патриотическом воспитании разрабатывался на основе трудов Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко и других ученых. Они заложили фундамент теории и практики основ советского патриотического воспитания учащихся, раскрыли сущность понятия "патриотизм", а также особенности его формирования.

Таким образом, можно утверждать, что в научно-педагогической литературе на современном этапе нет исследований аспекта патриотического воспитания в педагогической деятельности, что, на наш взгляд, в достаточной мере определяет актуальность поставленной нами научной проблемы.

Анализ научной литературы и практики в педагогической деятельности свидетельствует, что на современном  этапе существует ряд противоречий между:

- высокой потребностью  общества в личности человека, готового к служить Родине, а также недостаточным вниманием института образования к проблемам патриотического воспитания в период активного взросления подрастающего поколения;

- потребностью в научно-методическом  обеспечении процесса патриотического  воспитании, а также недостаточной  изученностью специфики организации  патриотического воспитания в  педагогических учреждениях; 

- потребностью старшеклассников  в самоопределении. 

Объектом патриотического воспитания является учащиеся, обучающиеся в образовательных учреждениях или системе СПО.

Предметом патриотического воспитания является сведения о формирование патриотического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели, задачи, методы и средства и форм воспитания

 

Цель: Формирование патриотической культуры личности

Задачи:

•  создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активной личности;  

•  Формирование знаний и представлений о патриотической культуре;

        • Формирование заинтересованности личности к истории и развитию патриотической культуры;

•  Снижение уровня правонарушений  и вредных привычек средствами патриотического воспитания;

•  Приобретение и развитие патриотической культуры личности;

Формы проведения:

Для каждого педагога, очевидно, что эффективность патриотического воспитания возрастает при широком использовании разнообразных форм активизации познавательной деятельности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе. Например:

  • Семинары (классные часы) по проблемам и актуальности патриотизма в нашей стране;
  • Беседы по решению вопросов, связанных с формированием личности, в качестве волонтера;
  • Конкурсы, викторины и концерты, посвященные историческим событиям (День Победы; 70-ти летие битвы под Москвой; День Народного Единства, и т.д)
  • Экскурсии на места, где происходили сражения (Бородинское поле, Куликовское поле, Озеро, где проходило Ледовое побоище) ;

Возрастные особенности  определяются сочетанием внутренних условий  развития, т.е. определенным уровнем  развития психических процессов, свойств  личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.

Методы  воспитания:

 

    1. Методы формирования сознания

Убеждение в необходимости сохранения патриотической культуры народа и передачи их последующим поколениям:

  • Дискуссия или диспут- необходимы для формирования

  Дискуссии по вопросам патриотического воспитания:

    • Лекции – «Я-гражданин»
    • Беседы – «Что значит быть патриотическим человеком?»

Постановка подростка  в позицию полноправного участника  процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает  активное участие в их использовании.

II. Методы организации  деятельности и формирования  опыта общественного поведения:

 

    • Упражнения – сборка и разборка автомата; как правильно одевать противогаз и т.д
    • Соревнование – командная эстафета (метание гранаты, сборка и разборка автомата, преодоление различных препятствий и т.д)

Необходимо создавать  ситуации, в которых подросток  упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению  к коллективу, обществу, ответственность  за свои поступки. Важно демонстрировать  значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью  регулирующих требований формируются  традиции поведения.

III.  Методы мотивации  и стимулирования:

  • Поощрение (похвала) – грамотами, подарками за активное участие в эстафетах и патриотических мероприятиях;
  • Наказание – например, уборка территории, за то, что не принимает активное участие в мероприятиях;
  • Взаимовыручка – поддержка учащихся во всех начинаниях, помогать, когда они в этом нуждаются.

Необходимо побуждать  подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его  формах должно быть дозированным и  заслуженным. Стимулирование побуждает  подростка к анализу собственной  деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

Средства  патриотического воспитания:

  • Исторические (документальные) фильмы - Великая Отечественная война (1812,1941-1945 гг.; Блока Ленинграда; Жизнь великих людей (Ленин, Сталин, Петр I и т.д)  ;
  • Рассказы ветеранов (приведение фактов на личном опыте)- Блокада Ленинграда; Отечественная война 1941-1945 гг.
  • Фотографии – ветеранов, космонавтов, выдающихся исторических личностей (Александр Невский, Екатерина II, Минин и Пожарский) или ход битв и сражений, исторических музеев;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика учебной группы

СПО Долгопрудненского Авиационного Техникума

    1. Общие демографические сведения

Номер группы: 64

Отделение: Очное

Специальность: Автоматизация технологических процессов и производств

Возраст группы: от 17 до 19 лет, в группе 25 человек;

Половой состав: Преобладание количества молодых людей

Национальный состав: Преобладание русских (19 человек), но также есть татары (2 человека), украинцы (4 человека).

По социальному происхождению  все практически равны, в среднем по группе все хорошо материально обеспечены, за исключением двух человек – имеются справки о том, что у них материальное положение ниже прожиточного минимума;

По данным органов социальной защиты, в основном в группе полные семья, только 2 человека имеют неполные семьи, отсутствует один из родителей. Усыновленных не имеется в учебной группе.

    1. Учебная деятельность группы

Успеваемость группы по уровню успеваемости составляет 3,9 %.

Приоритеты в изучении технических дисциплин, а при изучении гуманитарных предметов возникают трудности.

Уровень развития в группе умственной культуры средний, взаимопомощь в коллективе высокая.

В течение всего семестра активно занимаются, кто-то лучше, кто-то хуже и к концу семестра все  успешно сдают экзаменационную  сессию.

  • Активно принимают участие в соревнованиях по различным видам спорта;
  • Создана своя рок-группа «Unusual way»
    1. Морально-психологический климат в группе

Сплоченная группа, особых разделений по группировкам не наблюдается. Есть лидеры в группе, которые подталкивают и стимулируют всех остальных к активному участию во всех мероприятиях.

Группа не склонна к  конфликтам, возможно это из-за того, что преобладание молодых людей.

    1. Общие выводы. Методические рекомендации

Рассмотрев психолого-педагогические характеристики учебной группы, можно  сделать вывод, что группа активная, сплоченная, способная найти свои место «под солнцем», т.е. принимает  активное участие в различных  видах деятельности.

 

Годовой план воспитательной работы классного руководителя

Цель: воспитание гармонически развитой личности, способной выполнять социальные роли, обладающей социальной базовой культурой, высокой гражданственностью и чувством патриотизма.

Мероприятие

Задачи

Дата

Ответственные

1

Классный час

«Порядок призыва на военную  службу»

  1. Формирование знаний и представлений о том, что ты за личность в России
  2. Формирование заинтересованности к патриотической культуре
  3. Приобщение к самореализации и активной деятельности к патриотической культуре

10.09.2011

Классный руководитель

Маслова В.С.

2

«День пожилого человека», (встреча с пожилыми людьми)

  1. Формирование знаний и представлений об истории этого дня
  2. Условия для формирования встречи
  3. Формирование заинтересованности в участие во встрече
  4. Приобщение к активной помощи пожилым людям

06.10.2011

Классный руководитель

Маслова В.С.

 и учебная группа

3

Концерт, посвящённый 70-ти летию «Битвы под Москвой»

  1. Формирование  представлений об этом празднике
  2. Формирование заинтересованности к патриотическому  концерту
  3. Вовлечение учебной группы к организации и проведению концерта

26.10.2011

Заместитель директора по воспитательной работе: Каковкина Л.В.

Классный руководитель Маслова В.С.      и учебная группа

 

4

Классный час

«Патриотизм в жизни молодежи»

1.формирование представлений  и знаний об этом понятии

2. формирование норм поведения  и поступков

3. вовлечение учебной  группы к волонтерскому движению 

12.12.2011

Классный руководитель Маслова  В.С.

5

Конкурс патриотической песни

«Три танкиста»

1.формирование представлений  группы о важности участия в этом конкурсе     

2. Формирование патриотических  качеств и заинтересованности  в участии 

3. Приобщение учебной  группы к патриотическому конкурсу

29.01.2012

Заместитель директора по воспитательной работе: Каковкина Л.В.

Классный руководитель Маслова  В.С.      и учебная группа

 

6

Конкурс, на лучший боевой листок            «Подарок солдату»

  1. Формирование представлений о конкурсе и его значимость.
  2. Формирование патриотических и нравственных качеств
  3. Вовлечение не только патриотическую деятельность, но и приобщение к творческой деятельности.

26.02.2012

Классные руководители

7

Поход в Музей - экспозиция бронетехники на Поклонной Горе

1.формирование знаний  об истории развития танков  в России                                                2. формирование заинтересованности к созданию танков                                                         3. приобщение к патриотическому воспитанию и развитию творческих навыков

20.03.2012

Классный руководитель учебной  группы

8

Экскурсия в Бородино

1.формирование представлений  и знаний об исторических данных  этого сражения           2. формирование заинтересованности каждого учащегося к истории нашего государства                                                        3. Заинтересованность каждого учащегося к патриотическому воспитанию и развитию творческих навыков

23.04.2012

Классный руководитель

9

Концерт, посвященный

Дню Победы

1. Формирование  представлений об этом празднике                                                  2. Формирование заинтересованности к   концерту                            

3.Привлечение учебной группы к организации и проведению концерта

07.05.2012

Заместитель директора по воспитательной работе,   классные руководители;

Информация о работе Патриотическое воспитание