Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:47, доклад

Краткое описание

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотическое воспитание дошкольников.docx

— 178.48 Кб (Скачать файл)

 

Основные идеи патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - своей семье. С любви своему дому, улице на которой он живёт, своему детскому саду, городу. Чтобы любить свой родной город его нужно хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить город в целом, поэтому знакомство с ним мы начали с того, что нас окружает, а именно с детского сада. Провели беседу о нашем садике, познакомили с названием д/с. Затем организовали обзорную экскурсию по детскому саду. После экскурсии оформили альбом « Наш любимый детский сад».

Одной из слагаемых патриотизма - воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для неё, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и на занятиях по теме «Эта улица моя», закрепляли во время игры с использованием изготовленного макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы-пассажиры».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьёй мы начали с бесед, с рассматривания картин о семье. К работе подключили родителей, совместно оформили альбом «Моя дружная семья». Совместно с родителями посещали выставки, музеи, воскресную школу, церковь.

Играя вместе с детьми, мы объясняли значение тех или иных предметов, подчёркивали красоту, мастерство человеческих рук, показывали историческую преемственность с современными аналогами, например: лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа. Знакомили с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, а так же от места их проживания, например: в лесистой местности в основном использовалась деревянная посуда, а в местах богатой глиной - глиняная.

Приобщали детей к истокам русского народного творчества. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом.

Полученные во время игры знания, дети легко передавали на занятиях по аппликации, рисованию, лепке, с радостью откликались на разучивание русских песен, потешек, пословиц и т.д.

На следующем этапе нашей работы мы знакомили детей с русскими традициями и обычаями. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, как соблюдали обычаи и традиции, об их воспитательной ценности. А ведь дети всегда являлись самыми активными участниками обрядов. Во всех традиционных приготовлениях дети помогали взрослым, у них были свои хлопоты и тайные заботы. В нашей группе так же есть свои традиции и праздники такие как, «Осенины», «День рождение детей» «День защиты детей».

Так же детей знакомим с народными праздниками. Ещё с глубокой древности пришёл к нам праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленицу в детском саду устраивались разные народные игры, забавы, угощение блинами. У детей всегда оставались после этого праздника очень  много приятных впечатлении. Через беседы знакомили детей с праздником «Пасхи». На занятиях по рисованию, дети с большим интересом расписывали пасхальные яйца. Затем нам стало интересно, какие традиции существуют в семьях детей. Было проведено анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции, существуют в семье. Так же родителям было предложено сделать портфолио ребёнка с составлением генеалогического дерева семьи. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважение к русскому народу.

В своей работе мы эффективно использовали взаимодействие учреждений города: с детской библиотекой, музеем «Поиск» и  кадетским классом школы №5, воскресной школой, городским музеем. Тесное сотрудничество с библиотекой, помогло нам решить следующую задачу, знакомство с родным городом и округом. Посещение музея подтолкнуло нас на создание в группе выставок. Были организованны выставки ко дню победы, вышивки, посуды, изделий из меха. Были проведены беседы о птицах нашего края. После беседы, дети нарисовали рисунки о защите пернатых. Так же была организована выставка с участием родителей и детей «Берегите птиц».

Из бесед дети узнали, что не только у каждой страны есть свой герб и флаг, но и у маленьких городов есть свои символы. Так дети познакомились с символами нашего города Урал и Ханты-Мансийского округа. Также дети узнали, что у страны есть главная песня-гимн. В ходе беседы дети принимали активное участие, рассказывали, где можно увидеть Российский флаг, из каких цветов он состоит. Знания, полученные из бесед, чтение художественной литературы, закрепляли на занятиях.

В ходе работы по теме города, использовали экскурсии и прогулки, где знакомили детей с достопримечательностями нашего города. После экскурсий оформили альбом «Наш любимый город». Провели занятие на тему «Мой родной город», целью которого было вызвать чувство  восхищения красотой родного города, чувства гордости за него. Подвели детей к понятию того, что в нашем городе есть необычные здания.

Далее сообщили детям, что в Урае, как и в других городах, есть памятники, их ставят тем людям, которые прославили свою страну и отдали за неё жизнь. Что каждый год 9 Мая все жители нашего города приходят на Площадь Победы, чтобы почтить память героев и возложить цветы к памятнику. Объяснили детям, что возле памятника есть «вечный огонь», который горит, не угасая ни днем, ни ночью - это символ памяти о тех людях, кто защищал и погиб за нашу Родину. Дети не оставались равнодушными к нашим рассказам и изъявили желание возложить цветы к памятнику.

Расширяя знания детей о понятии Родина, подвели к тому, что это не только город, в котором ты родился и живёшь, а Родиной мы зовём нашу область, наш округ и нашу Россию. На занятии «Наша Родина Россия» дети узнали, что лес, реки, моря и горы - всё это большая наша страна, наша Родина, которая называется Россия. Россия очень большая, богатая и красивая страна, и живёт в России талантливый народ, который придумывает интересные сказки, потешки, песенки. Вместе с детьми собрали пословицы о семье, о Родине. Познакомили детей с изданиями местных писателей и поэтов, таких как Г.Кайгородов и др.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием: будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми - что наши дети доказали, приняв участие в городских соревнованиях «Весёлые старты».

Заключение.

Работая над данной темой можно сделать следующий вывод, воспитание патриотических чувств  у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Эта работа должна  проводиться систематически, планомерно в разных видах  деятельности. И по разным направлениям: воспитанием любви к близким, детскому саду,  природе, родному городу, своей стране.

Работа по этой теме, позволила  достичь  следующих  результатов:

  • У детей расширился словарный запас;
  • Дети стали составлять большие по объёму и последовательные рассказы;
  • Улучшилась память;
  • Расширились знания о своём городе, округе, стране;

В будущем планируем продолжить работу по ознакомлению с городом, его достопримечательностями, организовать встречу с интересными людьми нашего города.  Мы думаем, что у  детей нашей группы смогли зародиться первые ростки  патриотизма, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, городу,   к своей Родине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полочка красоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста