Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 21:38, реферат
Значение греческого слова «педагогика» («пайдос» - дитя и «аго» - вести) - вести детей. В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.
ВВЕДЕНИЕ
Значение греческого слова «педагогика» («пайдос» - дитя и «аго» - вести) - вести детей. В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и другие.
Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII в. педагогика развивалась в рамках философии.
Глубокие мысли о воспитании содержатся в трудах древнегреческих философов. В трудах Демокрита (460-нач. IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит составил руководства по воспитанию детей.
Важнейшие идеи и положения,
связанные с воспитанием
Демокрит
Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал целью воспитания эвтимию - хорошее расположение духа. Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами»: «Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение». Одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания: «Природа и воспитание подобны. А именно - воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу». Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей, осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Указывал на огромную роль труда в воспитании: «Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».
Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением. Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием. По Демокриту, нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, стремиться к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями. Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках: «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы».
Цель воспитания, согласно Демокриту, это постижение мудрости, а мудрость состоит из трех качеств: «хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать». В своих рассуждениях Демокрит осуждал скупых родителей, которые обрекают своих детей на невежественное существование. Процесс обучения и воспитания Демокрит рассматривал как тяжелый, титанический труд, но в результате этого процесса, считал великий грек, происходит преобразование человеческой природы в лучшую сторону.
В те далекие времена Демокрит полагал, что важным и определяющим в образовании является не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. «Многие всезнайки не имеют ума…, прекрасна надлежащая мера во всем..., должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума» – настаивал великий грек.
Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.
Сократ
Целью воспитания у Сократа (469-399 гг. до н. э.) было познание самого себя, совершенствование нравственности. Высшие добродетели по Сократу: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.Воспитывающее к мудрости обучение должно помогать обучаемому самому формировать свои знания. В области педагогики большую роль сыграл сократический метод обучения.Сократический метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию ``всеобщего'' в нравственности как основы истинной морали. Сократ никогда не давал готовых ответов, помогая с помощью наводящих вопросов отыскивать истину: от примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к понятию - этим путем он вел своих собеседников.
Сократ сформулировал
На глазах Сократа неумолимо
нарастал кризис полиса, который проявлялся
в усиливающемся имущественном
расслоении граждан, в обострении политической
борьбы, в «падении нравов» среди
свободных граждан, в крушении традиционных
ценностей аристократической
В этих условиях
афинский мудрец впервые в истории европейской
мысли попытался последовательно связать
оздоровление общества с правильным образованием
каждого человека. Эта установка и определила
суть его просветительских педагогических
взглядов, согласно которым посредством
образования, приобщения человека к истинному
знанию его можно сделать мудрым и, следовательно,
добродетельным, а общество совершенным.
Сократ утверждал,
что процесс приобретения истинного знания
человеком есть процесс рождения этого
знания в самом человеке, но это происходит
лишь тогда, когда человек готов к этому,
обладает необходимым жизненным опытом
и навыками самостоятельной мыслительной
деятельности.
Вот здесь-то,
по мнению Сократа, и необходима помощь
мудрого учителя-наставника, выступающего
в роли своеобразной повитухи. Сократ,
ведя свои знаменитые философские беседы
на улицах и площадях, не навязывал ученикам
готовое знание. Он как бы помогал собеседникам
«родить» собственную истину, которая
неизбежно приобретала для них личный
смысл. Отсюда свой знаменитый метод Сократ
назвал майевтикой или «искусством родовспоможения».
Этот метод предполагал критическое отношение учеников к традиционным представлениям, провоцировал на спор, способствовал самостоятельному осмыслению обсуждаемой проблемы, был нацелен на развитие духовной активности.
В дальнейшем этот метод в педагогической литературе получил название «сократический» или метод наводящих вопросов, и предполагал обнаружение истины путем бесед, спора, полемики, являясь источником субъективной диалектики.
Платон
Платон (427-347 гг. до н. э.) считал, что воспитание является делом государства в интересах господствующих групп, функция воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души: «...Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который законом признан правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же на опыте люди самые почтенные и престарелые».
Цель воспитания - приближение к миру идей, в частности - к идее высшего блага. Платон - один из первых основателей теории дошкольного воспитания. Полагал, что внутренним основанием воспитания детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать «играючи», а не насильственно. Платон указывал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», то есть учитывать личные склонности.
Взгляд на идеальное государство и воспитание его граждан Платон изложил в своих произведениях «Государство», «Законы». Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. Он основал в окрестностях Афин школу - Академию, которая стала центром пропаганды его педагогических идей.
Идеальное государство, по мнению
Платона, должно заботиться о браках,
ибо только здоровые браки дают полноценное
потомство, а также о будущих
матерях. Платон разработал подробные
предписания о том, каким должен
быть образ женщины, еще только вынашивающих
своих детей.
Новорожденные дети должны были изыматься
у матерей государством, которое берет
на себя всю заботу об их воспитании и
обучении. После рождения детей относят
в особые воспитательные дома, где их кормят
штатные кормилицы до одного года. Сюда
же приходят и матери, которые кормят как
своих, так и чужих детей. Образование
будущих стражей, готовящее их к служению
общему делу, должно быть независимым
от их пола.
Отдавая должное значение
природным задаткам детей, Платон особое
внимание уделял педагогической организации
их развития. Воспитание в идеальном
государстве, по его убеждению, должно
начинаться с самого раннего возраста,
когда человеческая природа наиболее
пластична и податлива. В образовании
Платон стремился соединить
Вся педагогическая система
Платона была достаточно стройна
и систематична. Особенностью его
философско-педагогических взглядов было
стремление к созданию идеальных
социальных моделей, в чем огромную
роль должно было играть воспитание и
обучение граждан.
Свои философско-педагогические взгляды
древнегреческий философ пытался реализовать
на практике, но все они окончились печально.
Возмущенный назойливыми советами Платона,
правитель города Сиракузы в Сицилии Дионисий
Старший чуть было не продал философа
в рабство. Друзья выкупили Платона из
плена, и он начал вести в Афинах интенсивную
творческую работу, основав собственную
философскую школу – Академию.
Вот уже более двух тысяч лет наследие
Платона пользуется особым вниманием
у педагогов. И это закономерно. Ведь Платон
стоит у истоков разработки обширного
комплекса проблем воспитания непреходящей
теоретико-практической значимости.
Аристотель
Аристотель (384-322 до н. э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой; полагал воспитание делом государства, так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин. Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.
Факторами, влияющими на формирование человека, являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принципприродосообразности воспитания, создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).
Главной задачей общего образования он считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения. Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень общества: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь». Занимался педагогической деятельностью в основанной им в Афинах философской школе Ликее.
Ликей называли перипатетической школой (от греч. peripatheo – прогуливаюсь) благодаря тому, что Аристотель читал своим ученикам лекции, прохаживаясь по тенистым аллеям парка. В Ликее слушателям преподавали математику, физику, историю, астрономию, географию, музыку и др. науки.
Аристотель – автор самой обширной философской и научной системы античности. Опираясь на огромный эмпирический материал (как гуманитарный, так и естественнонаучный), собранный им и его учениками, Аристотель внес решающий вклад практически во все отрасли существовавшего тогда знания, определил предмет и методы наук, написал более 150 научных трудов.
Главными его научными трудами были «Метафизика» (философия), «Органон» (логика), «Политика», «Физика» (естественные науки), «Этика», «Поэтика» (этика и эстетика), «Трактат о душе» (психология). Непосредственно педагогике Аристотель не посвятил отдельных работ, но педагогическую тематику он затрагивал во многих своих произведениях. Наиболее систематично изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате «Политика».