Педагогика М.П.Щетинина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Отечественная система образования заложила столь мощный интеллектуальный потенциал, что он позволяет российским учёным до сих пор, несмотря на громадные потери, представлять передний край мировой науки по многим позициям. Однако этот потенциал стремительно исчерпывается, не только из-за оттока «мозгов», но и из-за непрерывного снижения качества подготавливаемых кадров

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. педагогика М.П.Щетинина.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

Педагогика М.П.Щетинина

 

Отечественная система образования заложила столь мощный интеллектуальный потенциал, что он позволяет российским учёным до сих пор, несмотря на громадные потери, представлять передний край мировой науки по многим позициям. Однако этот потенциал стремительно исчерпывается, не только из-за оттока «мозгов», но и из-за непрерывного снижения качества подготавливаемых кадров. Причём, наша система сегодня переживает мировой образовательный кризис в экстремально тяжёлой форме не только потому, что постоянно сокращается государственное финансирование, но, прежде всего, потому, что отсутствуют вдохновляющие идеи и стратегические цели.

Замена последних так называемых заказов рынка обрекает систему образования, а, следовательно, и всю страну на неуклонное сползание в катастрофу. Превращение образовательного процесса в «образовательные услуги», доказывает академик РАО Михаил Петрович Щетинин, означает превращение детей и всей учащейся молодёжи в рыночный товар. Понятие «услуга» применимо к работе парикмахера, лиц, занятых ремонтом или уборкой квартир, доставкой товаров или билетов на дом и т.п.; но совершенно не годится применительно к работе педагога, ибо она возможна только как совместный труд того, кто учит и кто учится, т. е. учит себя. Коммерциализация, превращая образовательное пространство в сферу теневых отношений и коррупции, порождает непрерывную девальвацию аттестатов, дипломов и т.п., плодит псевдоучителей, псевдоврачей, псевдоинженеров – вольных и невольных разрушителей страны. Самое же главное, и самое трагичное, Михаил Петрович видит в том, что образование как священнодействие учителя, формирующего в совместной работе со

своими учениками их новый образ по образу и подобию Божьему, низводится до элементарной торговой сделки продавца услуг и его клиентов, желающих покупать эти услуги, и, прежде всего, имеющих затребованную сумму денег.

Беспрецедентное ускорение темпов изменений современной жизни диктует необходимость соответствующих изменений в содержании, формах и методах образования. Сегодня, как в Стране Чудес, «нужно бежать со всех ног, только для того, чтобы оставаться на том же месте», а если хотим продвигаться дальше, то нужно «бежать вдвое быстрее». Именно так принуждают нас бежать (причём, «впереди западного паровоза») либеральные реформаторы, но только в направлении противоположном

национальным интересам России. Упорное насаждение в школах так называемого ЕГЭ умышленно нацелено на снижение уровня подготовки, на отказ от умения логически и творчески мыслить.

 «Егэзация» школы, доказывает М.П. Щетинин, принуждает ребенка механически запоминать именно то и так, как считают нужным составители тестов. Тем самым человека превращают в биокомпьютер, в идеальный объект чиновничьего манипулирования, а, следовательно, обрекают общественное сознание на полную деградацию и духовное рабство. Вместе с

тем, утрачивается именно то, что всегда определяло преимущества отечественного образования: приоритет духовных идеалов и целей, фундаментальность и широта знаний.

Широко известны негативные результаты применения таких методов экзаменов в других странах. Тесты очень техничны в обработке, но это качество, удобное для чиновников, прямо продолжает линию на отчуждение образования от ученика. В результате тотального распространения тестов почти никто из учеников американских школ не умеет отвечать на простые, прямые, не закрытые ответами вопросы. У них формируется привычка угадывать ответы, а не пытаться рассуждать. Если учесть, что вариантов ответа бывает обычно три или четыре, вероятность угадывания довольно высока. К таким выводам пришли исследователи, изучив широкую и многолетнюю практику применения этих методов в США. Там увлечение тестированием, в основном, уже прошло; чаще всего оно используется лишь как вспомогательное средство контроля.

Бесспорно, из зарубежного (не только, западного, но и восточного, например, японского и китайского) опыта можно и нужно извлекать немало для нас полезного. К сожалению, российские реформаторы, опять-таки, проявляют в этом деле странную избирательность.

Например, общая мировая тенденция, наиболее выраженная в западно-европейских и особенно в нефтедобывающих государствах Ближнего Востока, Брунее и Кубе –постоянное увеличение абсолютно преобладающей доли государственных затрат на образование, вплоть до полного госбюджетного финансирования. В нашей же нефтегазодобывающей стране почему-то проводится диаметрально противоположная политика.

Внедрение «подушного» финансирования школы, утверждают реформаторы, позволит экономить миллионы госбюджетных денег. Однако они упорно не желают понимать, с болью в сердце говорит Михаил Петрович, что эта мера приведёт к исчезновению десятков тысяч деревень, повлечёт многомиллиардные потери в сельском хозяйстве, и, самое главное, вызовет исчезновение сотен тысяч бесценных носителей национального духа и культурных традиций народов нашей страны. Понимая это, государственные власти в Японии, США, Западной Европе направляют огромные дотации для сохранения мелких финансово убыточных хозяйств. В России же «рыночные фундаменталисты» проводят противоположную государственную политику.

  М.П.Щетинин говорит: «Запад от нас ждёт не подражания, а спасения». Правда, России, прежде всего, необходимо самой выйти из системного кризиса, захватившего все сферы жизни, включая образовательную, повернуть вспять начавшийся процесс вырождения русского народа, и

на основе использования прорывных идей и новейших «закрывающих» технологий покончить с позорной для Великой Державы ролью сырьевого придатка миросистемы капитализма.

Образовательная система, создаваемая под руководством академика Щетинина основывается на органическом единстве принципиально новых фундаментальных исследований и прикладных социально-педагогических разработок, опирающихся на полувековой опыт непрерывного научно-практического поиска.

Понятие «парадигма» в последние года стало «модным» и толкуется каждым так, как кому захочется. Между тем, в современной методологии науки оно определено достаточно строго – как система исходных принципов, которая служит основой постановки решения научных проблем. Причём, смена парадигм означает революцию в той или иной области науки и практики.

Академик М.П. Щетинин не только теоретически глубоко осмыслил проблему образовательной революции, но и экспериментально выявил основные направления, пути и формы её практической реализации в рамках непрерывно-интегративной парадигмы, диалектически отрицающей исходные принципы традиционной парадигмы .

Наиболее полное выражение его идеи получили в Государственном лицее-интернате комплексного развития детей и подростков, созданном в 1993 году по решению Правительства с целью разработки экспериментальной модели Школы Будущего.

 

Текосский лицей

 

Текосский лицей не так давно поощрялся Грантом первой степени Министерства образования РФ, в 1999 году был признан лучшей педагогической системой мира, является Ассоциированным членом ЮНЕСКО, с аккредитацией в Париже. У Щетинина был личный представитель султана Брунея, который передал от него приглашение посетить страну и помочь в совершенствовании образовательной системы.

М.П. Щетинина постоянно посещают делегации из разных стран, в том числе Дальнего зарубежья, просто интересующиеся люди из разных регионов России и других стран.

Причём, ему не всегда удаётся уделять гостям достаточно внимания. Однако роль специалиста-экскурсовода охотно и успешно всегда готов выполнить каждый лицеист. Но вот парадокс: российское научно-педагогическое сообщество и, тем более, большинство наших граждан мало что знают об этом уникальном учреждении, которое, можно рассматривать и как модель будущего общества.

На окраине пос. Текос, Краснодарского края на новом месте среди живописных гор учащиеся и педагоги сами спроектировали и построили уникальный в архитектурно-строительном отношении комплекс зданий, напоминающий сказочные русские терема и палаты, гармонично сочетающие современные архитектурные течения со старорусским зодчеством. В них ярко выражено национальное начало: простота и четкость линий. Купола, башенки, резные детали, фасад с русской символикой создают ощущение простора, легкости, гармонии человека с природой. Причем, дипломные

проекты сооружений этого комплекса в Текосе лицеисты защищали по архитектурно-строительным специальностям в вузах по уже реально созданным ими объектам. Они сами проектировали здания, учились строить и одновременно строили, становясь квалифицированными каменщиками, монтажниками, кровельщиками, отделочниками и мастерами других специальностей. Каждый лицеист, как правило, овладевает несколькими строительными и другими рабочими специальностями (например, электромонтера, повара, слесаря, сантехника, столяра, портного, модельера

костюмов), учится организовывать и управлять производством и повседневной жизнью.

Обслуживающий персонал практически отсутствует. Формально текосский лицей – общеобразовательное учреждение, но фактически там реализуется непрерывность и интеграция: общего и профессионального, среднего и высшего образования, технического и гуманитарного, а также художественно-эстетического и физкультурно-спортивного циклов, причём, на уровне профессиональной подготовки. Главное – особая атмосфера высокой духовности, которая пронизывает всю жизнь лицеистов. Центральная идея, считает Михаил Петрович, – служение Отчизне, забота каждого о всех, и всех о каждом, направленность на другого.

Отсюда наполненный духом доброжелательства и товарищеской взаимопомощи морально-психологический климат. Каждый новичок приходит как в родную семью. Не только драк, но и конфликтов практически не бывает. Нецензурных, даже просто грубых слов здесь не услышишь.

Никто никого не заставляет учиться. Кроме совести и ответственности. «Учусь не для себя, для рода своего, и через него для всего своего народа. И через свой народ служу другим народам, а через это – всему Мирозданию, от пташечки до Галактики», – именно так осознают себя лицеисты. Чёткое определение своего предназначения и смысла жизни помогает осваивать учебный материал любой трудности. Основные структурные единицы Лицея разновозрастные коллективы – научно-производственные объединения (НППО) и творческие лаборатории, создаваемые на основе учёта интересов и склонностей каждого.

Нет деления по классам, звонков на уроки, «заданий на дом». Изучение программного материала происходит индивидуально выбираемыми темпами и глубиной изучения разных учебных предметов. В результате учебное, рабочее, свободное время сливаются в едином процессе радостной, творческой жизнедеятельности, проникнутым заботой каждого о каждом, об улучшении общей жизни в школе, в городе-селе, в своем Отечестве.

Обычное разделение коллектива на ученический и педагогический здесь отсутствует – все являются сотрудниками лицея. Учебные занятия организуются по методу КТД – коллективной творческой деятельности, когда каждый одновременно учащийся, учитель, методист, и, следовательно, готовится к занятию не только «для себя», но и для своих товарищей по группе. Каждый ученик в чем-то и учитель или эксперт. Это не означает,

что здесь отказались от Учителей. В качестве преподавателей нередко выступают либо приглашенные со стороны специалисты высшей квалификации, включая известных профессоров, хореографов и олимпийских чемпионов, либо руководители НППО, либо лицеисты из других НППО.

Лицей является экспериментальной площадкой Института развития образовательных систем Российской академии образования, где учёные из многих городов страны проводят совместно с преподавателями и учащимися проводят комплексные социально-педагогические исследования, позволяющие сравнивать и анализировать результаты работы разных типов учреждений среднего образования. На этой основе проводятся научно-практические конференции, семинары и Круглые столы. Текосский лицей фактически не только образовательное, но и научно-исследовательское

учреждение.

Одно из частых возражений против текосской модели – «неприсобленность воспитанников к жизни». К чему приспосабливаться? К больному обществу? – спрашивает Щетинин. От агрессии внешнего мира лицеисты защищены традициями, уходящими в глубины славянства, родовыми ценностями. Главное, лицеисты знают, что служат России, знают непростые проблемы, трудности жизни, и строят жизнь уже сейчас. Они и строить умеют и деньги считать умеют, и постоять за себя и за других, если надо, умеют. Что позволяет жить уверенно и безопасно. Потому их охотно принимают в другие, в том числе высшие образовательные учреждения, и с трудоустройством обычно не возникает сложностей. Широкое и фундаментальное образование определяет широкий спектр адаптационных возможностей. Например, двадцатилетний Святослав Н. получил в лицее (как заочник двух вузов) дипломы учителя истории и инженера по специальности «промышленное и гражданское строительство». Тем не менее, он уже год успешно трудится в Перми в качестве инженера нефтегазовой промышленности.

Назовём основные, экспериментально доказанные научные результаты, полученные в текосском лицее.

1. «Средние», т.е. ранее не  выделяющиеся высокими способностями  и талантами дети, подростки, молодые люди, при использовании новых образовательных технологий могут осваивать стандартные школьные и вузовские программы качественно и в два-три раза быстрее, чем обычно. Практически все лицеисты продолжают обучение в высшей школе, причем, из них примерно треть в возрасте 17–19 лет получает одновременно два-три высших образования на основе кооперации лицея с вузами.

При том, отдельные дети могут осваивать учебную программу более медленными темпами, не испытывая поэтому поводу каких-либо чувств дискомфорта.

Информация о работе Педагогика М.П.Щетинина