Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:04, реферат
Мария Монтессори (31 августа 1870 - 6 мая 1952) — итальянский педагог, учёный, философ, гуманист.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку, когда он сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.
РЕФЕРАТ
Выполнил
студент 3 курса
Орлов Андрей
Москва
- 2012
Мария
Монтессори (31 августа 1870 - 6 мая 1952)
— итальянский педагог, учёный, философ,
гуманист.
Мировую
известность Мария Монтессори приобрела
в связи с разработанной ею педагогической
системой. Методика Монтессори основана
на индивидуальном подходе педагога к
каждому ребёнку, когда он сам выбирает
дидактический материал и продолжительность
занятий, развиваясь в собственном ритме
и направлении.
Итак, под
педагогикой Монтессори понимается разработанная
доктором Марией Монтессори система обучения
детей (начало внедрения в практику —
1906 г.), а также философия обучения в школах
и детских садах. Педагогика Монтессори
основывается на открытом преподавании,
в противоположность закрытому, например,
фронтальному преподаванию. Эта педагогика,
в отличие от педагогики идеологической,
может быть названа экспериментальной,
в том смысле, что собственные наблюдения
ребёнка ведут обучающего к выбору подходящих
дидактических приёмов применительно
к данному ребёнку и данной ситуации.
Педагогика
Монтессори часто характеризуется
как педагогический метод, при котором
ребёнок и его индивидуальность ставятся
во главу угла. Монтессори верила в самоценность
каждого ребёнка. В педагогике Монтессори
не применяются сравнения и измерения
по существующим общим меркам. Вместо
этого дети учатся свободно, без принуждения,
внешнего вмешательства и критики. Мария
Монтессори была убеждена в том, что как
поощрение, так и наказание вредны для
внутренней ориентации человека и что
люди должны учиться, следуя собственной
мотивации. В первую очередь потому, что
стремление принимать участие в жизни
взрослых органически свойственно природе
ребенка.
Педагогика
Монтессори сосредотачивается на потребностях,
способностях и одаренности каждого
отдельного ребёнка. Дети учатся лучше
всего, когда они могут сами определять
свой ритм и способ учёбы. Поэтому Монтессори-педагоги
поощряют детей самим управлять выбором
темпа, темы и закрепления изученного.
Лейтмотив
метода Монтессори состоит в поддержании
естественной радости ребёнка от
учения. По Монтессори эта радость
учиться — одна из главных особенностей
подрастающего человека вообще. Поддерживая
это чувство и управляя им в духе уважения,
педагог способствует развитию целостной
и уравновешенной личности.
Дети, обучающиеся
в собственном ритме и в
соответствии с собственными интересами,
приобретают уверенность в собственных
силах и усваивают изученный материал
наиболее эффективным образом.
Самостоятельность
подкрепляется заданиями из практической
жизни (то есть такими, которые находят
непосредственное приложение в повседневной
практике). Монтессори-детсад учит (в первую
очередь через подражание) таким вещам,
как самостоятельно одеваться, мыться,
накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори
в школе оставляет большой простор для
работы в группах. Дети могут выбирать,
с кем они желают совместно работать и
над чем. При этом групповая работа ставит
акцент на личности обучающегося как руководителя
своего интеллектуального развития.
Для Марии
Монтессори имеет первостепенное значение
дать ребёнку возможность развивать
своё чувственное восприятие в подготовленной
обстановке, отвечающей его психологическим
потребностям. При этом особенно важно,
чтобы педагог учитывал собственный ритм
каждого ребёнка; старался понять его
индивидуальность и распознать, что его
в данный момент занимает. Например, может
случиться, что ребёнок использует специальный
математический материал не для занятия
математикой, а для измерения или строит
из него машины и т. п. — и в этом случае
руководитель должен принять такое развитие.
По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:
Каждая
из этих стадий представляет собой
отчётливый самостоятельный отрезок
развития.
Фаза
первой стадии детства (0 — 6 лет) — важнейшее
время жизни, поскольку именно в это время
формируются личность и способности ребёнка.
Монтессори понимает первые три года жизни
как вторую эмбриональную фазу роста,
в которую развиваются дух и душа ребёнка,
и называет это "Психический эмбрион".
В то время как взрослый человек фильтрует
свои восприятия, ребёнок впитывает в
себя окружающую среду и она становится
частью его личности.
В ходе
своего развития ребёнок проходит так
называемые «чувствительные» или «сенситивные»
периоды. В такие периоды ребёнок особенно
чувствителен к определённым возбуждениям
со стороны окружающей среды, например,
что касается развития движений, речи
или социальных аспектов. Если в течение
фазы чувствительности ребёнок найдет
занятие, соответствующее его потребностям,
он станет способным к глубокой концентрации.
В продолжение сенситивного периода ребёнок
не позволяет себя отвлечь другим раздражителям
— он проходит процесс постижения, который,
согласно Монтессори, захватывает не только
его интеллектуальную сторону, но и все
личностное развитие. Для этого процесса
Монтессори употребляет термин «нормализация».
Решающим
для развития педагогики Монтессори
и соответствующих материалов является
следующее наблюдение: одним из важнейших
сенситивных периодов каждого ребёнка
является «усовершенствование чувств».
Каждый ребёнок обладает естественным
стремлением все пощупать, понюхать, попробовать
на вкус. Из этого наблюдения Монтессори
делает вывод, что доступ к интеллекту
ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально
через его органы чувств. Ощущать и познавать
становятся в ходе процесса учёбы единым
целым. В этих положениях Монтессори испытала
влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.
Основываясь
на изложенных результатах, Монтессори
разработала свой учебный материал, ориентированный
исключительно на чувственные восприятия
ребёнка. Так, её математический материал
позволяет ребёнку, ощущая в руке одну
бусину и блок из тысячи бусин, получить
представление о числах один и тысяча
задолго до того, как он будет способен
на абстрактное представление о числах.
Подготовленная
среда — важнейший элемент
педагогики Монтессори. Без неё она
не может функционировать как
система. Подготовленная среда даёт
ребёнку возможность
С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.
В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Поскольку
каждый ребёнок проходит фазы чувствительности
индивидуально, учебный план в доме ребёнка
или школе должны быть индивидуально ориентированы.
Учитель владеет техникой распознавания
фаз чувствительности и способен вести
ребёнка к деятельности, которая активировала
бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку
должна быть дана свобода самому выбирать,
с чем он хочет работать.
В отношении
того, что должен делать воспитатель,
заключается первое педагогическое
требование. Это не требование делать
что-то определённое, но требование не
делать чего-то определённого, а именно,
категорический призыв не мешать процессу
саморазвития. Это требование вытекает,
по крайней мере, из того тезиса, что родители
— не творцы ребёнка, что ребёнок, как
выше уже говорилось, сам прораб своего
развития; родители — помощники на этой
стройке и должны довольствоваться этой
ролью. Из этого вытекает и все понимание
воспитания, лежащее в основе педагогики
Монтессори, которое она понимает как
«помощь в саморазвитии ребёнка от момента
его рождения». Этим она формулирует своё
четкое «нет» всякого рода энергичным
личностям, желающим, подобно Гётевскому
Прометею, творить людей по своему образу
и подобию, а также современному бихевиоризму,
сводящему человеческую личность к кибернетическим
понятиям. Монтессори ожидает от взрослого,
напротив, «внутренней перефокусировки»,
ведущей к тому, что взрослый в общении
с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке
и его будущем.
Одним
из свидетельств международного признания
Марии Монтессори стало известное
решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего
четырёх педагогов, определивших способ
педагогического мышления в ХХ веке. Это
американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер,
Мария Монтессори и советский педагог
Антон Макаренко.
Список
использованной литературы: