Педагогика Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:04, реферат

Краткое описание

Мария Монтессори (31 августа 1870 - 6 мая 1952) — итальянский педагог, учёный, философ, гуманист.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку, когда он сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Мария Монтессори.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный педагогический университет

Музыкальный факультет

 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Педагогика  Марии Монтессори

 
 
 
 
 
 

                  Выполнил  студент 3 курса  

                                       Орлов Андрей 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Москва - 2012 
 

Мария Монтессори (31 августа 1870 - 6 мая 1952)итальянский педагог, учёный, философ, гуманист. 

Мировую известность Мария Монтессори приобрела  в связи с разработанной ею педагогической системой. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку, когда он сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.  

Итак, под  педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику — 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребёнка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приёмов применительно к данному ребёнку и данной ситуации. 

Педагогика  Монтессори часто характеризуется  как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе ребенка. 

Педагогика  Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого  отдельного ребёнка. Дети учатся лучше  всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому Монтессори-педагоги поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного. 

Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании  естественной радости ребёнка от учения. По Монтессори эта радость  учиться — одна из главных особенностей подрастающего человека вообще. Поддерживая это чувство и управляя им в духе уважения, педагог способствует развитию целостной и уравновешенной личности. 

Дети, обучающиеся  в собственном ритме и в  соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученный материал наиболее эффективным образом. 

Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят  непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития. 

Для Марии  Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать  своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы педагог учитывал собственный ритм каждого ребёнка; старался понять его индивидуальность и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие. 

По Марии  Монтессори, процесс развития детской  личности подразделяется на четыре стадии:

  • первая стадия детства (0 — 6 лет)
  • вторая стадия детства (6 — 12 лет)
  • юность (12 — 18 лет)
  • взросление (18 - 24 года)
 

Каждая  из этих стадий представляет собой  отчётливый самостоятельный отрезок  развития. 

Фаза  первой стадии детства (0 — 6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это "Психический эмбрион". В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности. 

В ходе своего развития ребёнок проходит так  называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация». 

Решающим  для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших  сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена. 

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах. 

Подготовленная  среда — важнейший элемент  педагогики Монтессори. Без неё она  не может функционировать как  система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых. 

С момента  своего рождения ребёнок стремится  к свободе и независимости  от взрослого. Монтессори описывает  этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может стать союзником  ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать. 

В отношении  того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям. Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем. 
 
 
 
 

Одним из свидетельств международного признания  Марии Монтессори стало известное  решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и советский педагог Антон Макаренко. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  • Монтессори  М. Самовоспитание и самообучение в  начальной школе. Пер. с итал. Р.Ландсберг. — М.: Работник просвещения, 1922. — 200
  • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К.Памфиловой //Русская школа за рубежом. — Прага, 1926. — Кн.17. — 419-424.
  • Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В.Златопольского//Учительская газета. — 1992. — 4 августа. — 4.
  • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. — М.: Тип. Госснаба, 1993. — 168
  • Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д.Смоляковой. // Бюллетень МАМА № 2, 3,5. 1993.
  • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. — М.: Московский Центр Монтессори, 1993. — 203
  • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Гомель. 1993.- 336
  • Монтессори М. Разум ребёнка. Москва. 1997.- 176

Информация о работе Педагогика Марии Монтессори