Педагогика Марии Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 13:02, реферат

Краткое описание

Цель: раскрыть особенности педагогической деятельности и педагогические взгляды Марии Монтессори
Предмет: Педагогическая деятельность М. Монтессори
Объект: педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори
Задачи:
1.Рассмотреть жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори.
2.Раскрыть теоретические основы педагогики М. Монтессори.
3.Выявить влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире.

Содержание

Введение
Глава I Жизнь и педагогическая деятельность М. Монтессори
1.1 Краткая биографическая справка о М. Монтессори
1.2 Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М.Монтессори
Глава II Теоретические основы педагогики М. Монтессори
2.1 Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
2.2 Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
2.3 Педагогические принципы М. Монтессори
2.4 Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
2.5 Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
Глава III Влияние системы М. Монтессори на развитие образования в мире
3.1 Оценка педагогических идей М. Монтессори её современниками
3.2 Современная практика школ М. Монтессори
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика М. Монтессори.doc

— 380.50 Кб (Скачать файл)

Предоставить возможность каждому  ребенку индивидуально развивать  и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

Развивать способность эстетического  восприятия культурной среды, поэтический  и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

Через развитие сенсомоторики подойти  к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.

Развивать математическое мышление, навыки счета и исчислений в десятичной системе.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

Предоставить возможность детям  ощутить себя частичкой космоса. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, четырех стихий: земли, воды, воздуха, огня, различных явлений природы. Знакомить с богатствами природы России и других стран. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей: работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом.

Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.

Создавать сердечную, доброжелательную атмосферу в группе детей, поддерживать общий I ритм жизни и деловой характер отношений.

Способствовать такому состоянию  ребенка, когда его внутренняя свобода и дисциплина реально становятся двумя сторонами одной медали и отражаются в его поведении. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога - организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми [12, c. 236-238].

2.3 Педагогические принципы  М. Монтессори 

Когда ребенок читает слова на табличках, лежащих подле соответствующих  предметов, - мы это называем интуитивным  чтением. Заметим, что он их может  прочесть, даже не зная шрифта, не зная букв. Магическая сила? Результат предварительной работы с подвижным алфавитом? Нет. Интуитивное чтение происходит благодаря интересу, выросшему в ребенке, стремящемся проникнуть в тайну знака. Этот интерес по своему значению равен материалу. Если бы на две чаши весов положили алфавит и интерес к нему, они оказались бы на одном уровне. Учитель должен вдохнуть в ребенка этот интерес и знать, как в дальнейшем его развивать, понимая, что сила интереса у ребенка природная и в каждом случае индивидуальна. Как же узнать, спросите вы, каков интерес ребенка и какой материал годится для него? Когда придет время начать с ним что-то новое? [15, c. 4]

Многие думают, что ответ на эти  вопросы должен исходить от учителя. Сейчас психологи утверждают, что у одного учителя не должно быть больше 6-7 учеников, чтобы внимание можно было уделить каждому. Такое направление в образовании называют индивидуальным методом. У меня другой взгляд на эту проблему, поскольку фундаментальным нашим принципом не является образование ребенка как таковое. Индивидуальность обучения заключается в создаваемой нами подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок. Индивидуальное обучение основано на свободе выбора ребенка.

Впервые на нее обратил внимание Декроли. Он считал, что интерес у ребенка может вырасти только лишь на основе свободного выбора. Его метод основан на "центрах интереса". Часто этот метод сопоставляли с методом Монтессори.

Декроли наряду с центрами интереса говорил и о том, что именно учитель ищет общий интерес не только для всего класса. Но и на весь учебный период. То есть мы видим старый подход инструктирования учеников. По сути, учитель сам выбирает центры интереса и на них строит свои указания ученикам.

Метод Монтессори отличается и от индивидуального обучения, и от метода Декроли, хотя ключевые слова одни: индивидуальность и интерес.

Есть еще один метод, появившийся  в Англии. Его автор, бывший ученик М. Монтессори, назвал его методом "индивидуальной работы". Здесь также есть материал и свободный выбор. Но детям предоставляется право пользоваться любым материалом, они могут приносить его из дома. Главное, чтобы ребенок был занят материалом - неважно, каким. В такой школе можно увидеть пол, усеянный всевозможными материалами. Занято почти все время ребенка. Однако отсутствует всякая связь между различными видами деятельности, и при этом ребенок не получает культурного развития. Ребенок переходит от вещи к вещи без всякой связи с обучением [18, c. 54-57].

В методе Монтессори культура доходит через материал до детей самого младшего возраста. Культура эта выражена в систематической индивидуальной работе, имеющей в своей основе индивидуальный интерес.

Всем известен также метод Фребеля - самый совершенный среди коллективных методов, когда учителем направляется коллективная работа всего класса. В методе Фребеля также используется материал, однако его показывает всему классу учитель на своем столе, тогда как за партой у каждого такой же. При этом количество одинаковых образцов должно равняться количеству детей в классе. Учитель показывает сам материал и как им пользоваться, каждый ребенок копирует действия учителя. Материал подобран по качеству, форме, размеру и цвету и, конечно, вызывает интерес. При обучении по Фребелю дети проходят ручной труд, пение, заучивают простые стишки.

Многие из дидактических материалов Фребеля я использовала в своей  первоначальной работе. Сегодняшний  же материал нашей школы основан  на множестве выборов, которые дети совершают сами по себе из большого количества вещей, находящихся в их распоряжении. Такой отбор привел меня к мысли, что существует совершенно определенное число материалов, достаточных для культурного развития ребенка. Фундаментальным при подготовке материала является требование иметь в классе только один образец данного типа. Во многих школах учителя, вернувшись с наших курсов, хотят иметь два полных комплекта материала, а некоторых его частей даже по три-четыре. Но становится очевидным, что дисциплина тем самым ослабляется. Если же сократить количество образцов, дисциплина вернется. Все в нашей школе основывается на показанном детьми. Мы шли за ребенком, и он подсказал нам, как организовать и построить школу, сколько детей должно быть в одной группе. Мы полагаем, что лучше всего, если их будет 30-40 или даже больше. Это зависит от возможностей учителя. Когда детей меньше 25, показатели снижаются, а в классе из 8 детей положительных результатов вообще трудно достичь [4, c. 42-51].

В большинстве школ в одном классе учатся дети одного возраста. Их программа на этом возрасте и базируется. Опыт увел нас от этого общего правила. В нашей школе мы стремимся к разновозрастности или, по крайней мере, к разнице в 3 года. Такое требование выдвигает жизнь: как в семье, где дети и трех, и пяти, и шести лет.

Где бы этот метод ни развивался, везде  видна связь между школьным и  дошкольным обучением. Один из секретов этого - открытые двери. Дети свободно перемещаются из комнаты в комнату, попадая туда, где занимаются более  старшие. В занятия обычной школы это внесло бы ужасный беспорядок. Если попытаться сравнить школу с закрытыми дверями с организацией школы Монтессори, то разница покажется невообразимой. Они предполагают совершенно различные взаимоотношения, атмосферу и организацию. Одно из удачных достижений современной архитектуры - перегородки между классами, выполненные в виде низких, на уровне детских голов, стен. Учитель может наблюдать за всеми детьми сразу. Иногда, чтобы сделать комнату более красочной, используют шторы. Эти низкие стены могут служить подставками для цветочных ваз и вазонов с комнатными растениями. Одна из школ в Риме была в форме полукруга. Это было просторное здание, вмещавшее 150 детей от 3 до 6 лет. Пол в амфитеатре был разделен на различные помещения низкими стенами, дверей не было совсем. Поскольку потолок был вы сок, мы построили вдоль стены узкий балкон и использовали его для слушателей курсов и гостей. Единственное, что мы просили от наблюдателей, - тишины. Было очень красиво смотреть на работающих 150 детей, где между каждыми двумя группами проходят длинные линии растений, цветов и аквариумов с золотыми рыбками. Пять элегантных дам иногда с помощниками тихо ходят посреди работающих детей или стоят и наблюдают. Иногда дети обращаются к ним с вопросами. Каковы следствия такой свободы, где у детей не только свобода выбора, но и свобода передвижения? Проводя многочисленные эксперименты, мы заметили, что в ситуации свободы ребенок ищет и занимает по своему желанию какое-то определенное место. Видимо, в натуре человека потребность к собственному дому, прибежищу. Поэтому в школах Монтессори есть маленькие стенные шкафчики, где у каждого ребенка свой ящичек, в котором он может хранить, что ему хочется [3, c. 19-25].

Дети хотят, чтобы вещи стояли на одних и тех же местах; они берут  материал, работают с ним в саду, а потом ставят на полку точно на то место, откуда взяли. Свобода передвижения развивает в человеке настоятельную потребность к фиксации места. Вот почему ребенок, покидая класс, не убегает на улицу, а ходит по другим группам и видит, что интересные вещи имеют свое продолжение.

"В Голландии я наблюдала  маленьких детей, находившихся  со старшими, и видела, как они  начинают интересоваться материалом, слишком сложным для них. Оказывается,  маленький ребенок в состоянии  изучить гораздо больше, чем мы могли бы предположить. Старшие дети иногда возвращались в комнаты младших в поисках деятельности и брали упражнения. Им не хватало ясности в своих продвинутых упражнениях. Дети учатся друг у друга и поэтому растут и развиваются.

Вы не можете себе представить, насколько хорошо младший учится у старшего, насколько терпелив старший к затруднениям младшего. Нет ничего, что заставило бы вас узнать что-либо лучше, чем обучить этому другого, в особенности если сами вы знаете предмет недостаточно совершенно. Ведь работа другого выступает как контроль ошибок и побуждает получить больше знаний" [13, c. 6-8].

Все это наталкивает на мысль, что  существуют градации психического развития, и разница между ребенком и  взрослым так велика, что взрослый может оказать маленькому ребенку помощь гораздо меньшую, чем тот, кто ближе к нему по возрасту. Поэтому говорят: "Чтобы понять ребенка, надо самому быть ребенком". Разные возраста в школе - большое подспорье для учителя.

Итак, главное, что мы должны помнить. Во-первых, это интерес ребенка, который приводит его к сосредоточению на учебе. Во-вторых, сотрудничество детей неоценимая база которого - разновозрастность. В-третьих, существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку. И все это основы организации школы моего направления.

2.4 Общая характеристика  содержания и средств обучения  в системе М. Монтессори

В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему  одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка.

Путь развития и совершенствования у каждого  человека свой. Задача образования  при этом сводится к тому, чтобы  создать среду, облегчающую ребенку  возможности раскрытия собственного потенциала, приспособления к окружающему его вещественному и социальному миру и позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.

Содержание этой среды должно помочь ребенку упорядочить  и систематизировать представления  об окружающем мире в соответствии с задачами и возможностями каждого возрастного этапа.

При выделении  этих этапов мы придерживаемся возрастной периодизации Марии Монтессори, а  также ее положений о сензитивных (особо чувствительных) периодах развития ребенка.

Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую возрастным задачам развития и актуальным возможностям и потребностям ребенка образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности за счет создания атмосферы безопасности и принятия.

Педагог не является главной действующей фигурой  образовательного процесса, этой фигурой  является сам ребенок. Педагог владеет  достаточно богатым арсеналом средств  педагогического воздействия.

Основными же средствами воздействия на ребенка у педагога являются приемы гуманистической психотерапии, способствующие развитию положительной я-концепции у ребенка, снятию различных зажимов, развитию потребности в самоактуализации [28, c. 24-29].

Учитель является важнейшей составной частью окружающей ребенка среды, он предоставляет образцы социального поведения, построения отношений, способов решения конфликтов, помогает ребенку научиться понимать других людей и самого себя.

Образовательная среда строится с  учетом положений Марии Монтессори о "впитывающем" сознании ребенка  дошкольного возраста, соответствующих  сензитивных периодах развития и  ее представлении об этом возрастном этапе. Монтессори-материалы являются великолепными моделями абстрактных понятий, позволяют производить с ними развернутые материальные действия, которые постепенно приобретают свернутую умственную форму. За счет этого возможно гораздо более раннее усвоение детьми считавшихся недоступными для них знаний и навыков умственной деятельности, более глубокое и полное понимание смысла понятий и производимых умственных операций.

В традиционной дошкольной системе  работать легче. Есть план и задача - выполнять его по возможности  точнее. И если у тебя из года в  год в один и тот же день повторяется одна и та же тема, ты можешь придумать только очередной новый поворот, новый ход, чтобы донести тему до детей. Ты не знаешь, какими к тебе придут дети в этот день, будет ли их волновать та тема, которую ты им предложишь, но ты идешь и работаешь, в лучшем случае как массовик-затейник на детском утреннике. План не зависит от того, существует ли у ребенка потребность узнать или сделать то, что предлагает воспитатель в группе.

Информация о работе Педагогика Марии Монтессори