Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:47, контрольная работа

Краткое описание

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 16.89 Кб (Скачать файл)

Введение 

 Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую  науку. Во-вторых, есть и такое  мнение, что педагогика — это  искусство, и тем самым она  как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают  систему деятельности, которая проектируется  в учебных материалах, методиках,  рекомендациях, установках. Такая  неоднозначность нередко приводит  к путанице, порождает неясность.  В последнее время этим словом  стали обозначать представление  о тех или иных подходах  к обучению, о методах и организационных  формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, педагогика отождествления и  т.д. 

 Что собой представляет  эта наука и что она изучает? 

 Наиболее общим образом  науку определяют как сферу  человеческой деятельности, в которой  происходит выработка и теоретическая  систематизация объективных знаний  о действительности. Деятельность  в сфере науки — научное  исследование. Это особая форма  процесса познания, такое систематическое  и целенаправленное изучение  объектов, в котором используются  средства и методы науки и  которое завершается формированием  знаний об изучаемых объектах.

 Педагогическая действительность  — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую  деятельность. Это ученик, учитель,  их действия, методы обучения  и воспитания, учебники, то, что в  них написано и т.д. Такая  деятельность может найти отражение  не только в науке. Наука  — это лишь одна форма общественного  сознания. Действительность может  отражаться также и в обыденном  (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

 

  1. Педагогика как наука

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам.

Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогике следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Обособление и формирование педагогики как науки  были вызваны к жизни растущими  потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

 


Информация о работе Педагогика как наука