Педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:30, реферат

Краткое описание

Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.

Вложенные файлы: 1 файл

pedagogika_kak_nauka.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

                  Педагогика как наука.

  
1) ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ.

Педагогика - это наука  о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.

Субъектом в педагогике выступает  преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей  студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты  педагогики (студенты) находятся в  тесной взаимосвязи.

Развитое педагогической мышление учителя характеризуется  способностью к прогнозированию, умением  сочетать теоретический анализ и  практическое мышление, иными словами, требует подхода, который называют конструктивно-деятельностным, в отличие от рецептивно-отражательного, сводящегося к установке на простое заучивание запоминание учебного текста. Педагог сочетает в себе талант практика и исследователя. Как педагог-практик преподаватель нуждается в разнообразных знаниях по своей специальности:

Методическое обеспечение  его практической деятельности, включающее средства практической деятельности, к которым относятся, например, методы обучения и воспитания, знания о  способах оптимизации педагогического  процесса, об элементах содержания образования;

Методологическое обеспечение, обозначающие знания особого рода - о том, как сформулировать тему исследования, проблему, выдвинуть гипотезу, какой  должна быть логика исследования и  т.п.

Научное исследование-это  процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления - материального  или идеального) с целью выявления  его закономерностей. Оно опирается  на специально сконструированные инструменты  и методы.

Основными компонентами научного исследования являются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение  полученных данных; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых  фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.

Заключительным этапом любого исследования служит внедрение полученных знаний и результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных  знаний - объективной истины, т.е. соответствия вновь сформулированного знания с действительным состоянием объекта, а также намеченных программой исследования практических результатов.

В психологии и педагогике принято выделять два уровня методологического  анализа: общая методология - философский  подход к анализу явлений действительности; специальная методология - совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно  связан с практикой исследования.

Психология и педагогика - обширные области научного знания, имеющие сложную внутреннюю структуру, включающие множество самостоятельных  научных дисциплин.

3) ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

Образование играет важную роль в жизни каждого индивида. Благодаря нему, человек становится личностью, может реализовать себя в той рабочей сфере, по какой он имеет образование.

Образование можно назвать  социальным институтом, потому что  это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые  опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" оно понимается как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Система образования как  социальный институт включает следующие  компоненты: органы управления образованием и подведомственные им учреждения и  организации; сеть образовательных  учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения  квалификации и подготовки преподавателей; творческий союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения; учреждения инфрастуктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.; образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности; учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся; периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.

Обучение даёт квалификацию, образование - метаквалификацию, т.е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний.

Основными чертами сети учебных  заведений служат: во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

Таким образом, образование  является неотъемлемой и нужной частью в жизни каждого индивида, поскольку  оно выполняет важнейшую роль в социализации личности, её подготовке к получению того или иного  социального статуса и выполнению соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенствовании  общественных систем.

4) ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.

Предметом педагогической науки  являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование  и обучение.

Воспитание осуществляется в основном через межличностное  общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации  и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Воспитание представляет собой процесс  организованного целенаправленного  воздействия на личность и поведение  учащегося.

Образование трактуется как  результат усвоения человеком опыта  поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Основная функция систематического обучения заключается в отборе системы  знаний и их целенаправленной передаче. В нём выделяют процессы, которые  обозначают непосредственно сам  акт передачи и усвоения опыта. Их совокупность образует ядро образования  и называется обучением.

Обучение - это процесс  непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя:

А) Преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Б) Учение как усвоение опыта  через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

В педагогической литературе принято различать организационные  формы обучения (такие как урок, семинар и т.д.) и организационные  формы урока. Организационную форму  обучения можно определить как взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое определённым, заранее установленным порядком и режимом. К организационным формам урока относятся, в частности, школьные лекции, проблемные уроки, киноуроки, уроки-экскурсии, открытые и закрытые уроки и др.

Важнейшая функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование.

К функциям образования относят: передачу (трансляцию) знаний от поколения  к поколению и распространения  культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализацию личности, особенно молодёжи и её интеграцию в общество; определение статуса  личности; социальный отбор (селекция), дифференциацию членов общества, в  первую очередь молодёжь, благодаря  чему обеспечивается воспроизводство  и изменение социальной структуры  общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникумы, вузы, аспирантура, различные курсы и т.д.); социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.

5) ДИДАКТИКА. МЕТОД И  ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ.

Дидактика - это область  педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.

Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности.

Дидактику определяют как  общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие  закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.

Дидактика как отрасль  педагогической науки получила наиболее четкое оформление в труде Яна  Амоса Коменского "Великая дидактика" (1632), в котором дидактика определялась как "всеобщее искусство всех учить всему".

Из русских дореволюционных  педагогов наибольший вклад в  развитие дидактики внес К.Д. Ушинский.

Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где  учить? В каких организационных  формах? Иными словами, она дает научное  обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов  обучения, определяет формы организации  обучения.

Дидактика как общая теория образования и обучения рассматривает  общие положения и закономерности, свойственные обучению всем предметам. Эти закономерности получают отражение  в преподавании каждой конкретной учебной  дисциплины. Вместе с тем преподавание каждого предмета имеет свою специфику, определяемую целью его изучения, содержанием и особенностями  усвоения учащимися. Эта специфика  учитывается и получает отражение  в предметных методиках или частных  дидактиках, - отраслях педагогической науки, исследующих закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.

В настоящее время достаточно хорошо разработаны методики преподавания основных школьных дисциплин - методика преподавания русского языка и литературы, методика математики, физики, химии  и др. Начинают складываться и оформляться  методики преподавания отдельных вузовских  дисциплин - методики преподавания общественных наук, педагогики, психологии и др., т.е. прежде всего тех дисциплин, которые преподаются во всех или  в большинстве высших учебных  заведений.

Дидактика и методика находятся  в тесной связи и взаимозависимости: дидактика опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин, беря оттуда факты, примеры и материалы, дающие основание для обобщений, вскрытия закономерностей. Вместе с  тем познанные дидактикой закономерности, выводы и рекомендации должны браться  на вооружение предметными методиками и использоваться для дальнейшего  совершенствования процесса преподавания и изучения каждой учебной дисциплины. Дидактика способствует распространению  передового опыта, интересных находок  учителей-практиков, анализируя и осмысливая их с общепедагогических позиций.

Можно еще отметить, что  дидактика является тем общенаучным  ядром, которое объединяет все предметные методики и обеспечивает единство в  подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности учащихся у разных учителей, преподающих  отдельные предметы.

Все проблемы, решаемые дидактикой, носят исторический и классовый  характер.

Содержание образования, методы его сообщения учащимся и  формы организации учебных занятий  менялись в зависимости от этапа  исторического развития. Так, обучение в условиях рабовладельческого общества, когда обучали лишь детей рабовладельцев, носило один характер, по-иному все  вопросы организации обучения решались в эпоху феодализма, где господствующую роль играла церковь. Цели, содержание, методы и организационные формы  обучения изменились в условиях капитализма, когда получили значительное развитие научные знания, усилились классовые  противоречия, а обучение стало массовым. Коренные изменения во всем деле организации  обучения произошли после свершения  первой в мире пролетарской революции  в условиях строительства социализма. По мере развития социалистического  общества, когда постепенно меняются социально-экономические условия  и общество предъявляет все новые  требования к школе и подготовке учащихся к вступлению в мир труда, также меняются и содержание, и  методы обучения, вносятся изменения  в организацию обучения. Дидактика  помогает школе более эффективно решать задачи, выдвигаемые на каждом этапе развития общества.

В условиях классового общества, разделенного на антагонистические  классы, четко проявляется классовая  направленность в решении всех проблем  дидактики.

Классовый характер обучения проявляется прежде всего в том, что в одну и ту же историческую эпоху, при данном достигнутом уровне развития науки и техники дети - представители разных классов и социальных слоев получают разное по уровню и качеству образование, их учат разными методами, используя различные средства обучения, в различных типах школ, применяя различные организационные формы обучения. Например, в современных развитых капиталистических странах в школах, предназначенных для детей из привилегированных слоев общества, образование дается на высоком научном уровне. Детей объединяют в небольшие по наполняемости учебные группы, в процессе обучения используются разнообразные технические средства и новые методы, стимулирующие развитие мышления и творческих способностей будущих руководителей общества и командиров производства.

В массовых же школах, где  учатся дети бедноты, объем образования  искусственно ограничивается, школы  не имеют необходимого лабораторного  оборудования и технических средств  обучения, классы переполнены, учителя  не применяют методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, не работают со слабо успевающими учащимися, которые чаще всего просто отсиживают в школах срок обязательного обучения. Перед учителями этих школ никто не ставит задачу пробуждения творческих способностей, формирования познавательной самостоятельности, воспитанности, общего развития учащихся.

Информация о работе Педагогика как наука