Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:30, реферат
Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.
Педагогика как наука.
1) ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ.
Педагогика - это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.
Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.
Развитое педагогической мышление учителя характеризуется способностью к прогнозированию, умением сочетать теоретический анализ и практическое мышление, иными словами, требует подхода, который называют конструктивно-деятельностным, в отличие от рецептивно-отражательного, сводящегося к установке на простое заучивание запоминание учебного текста. Педагог сочетает в себе талант практика и исследователя. Как педагог-практик преподаватель нуждается в разнообразных знаниях по своей специальности:
Методическое обеспечение его практической деятельности, включающее средства практической деятельности, к которым относятся, например, методы обучения и воспитания, знания о способах оптимизации педагогического процесса, об элементах содержания образования;
Методологическое обеспечение, обозначающие знания особого рода - о том, как сформулировать тему исследования, проблему, выдвинуть гипотезу, какой должна быть логика исследования и т.п.
Научное исследование-это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления - материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы.
Основными компонентами научного исследования являются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Заключительным этапом любого исследования служит внедрение полученных знаний и результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний - объективной истины, т.е. соответствия вновь сформулированного знания с действительным состоянием объекта, а также намеченных программой исследования практических результатов.
В психологии и педагогике
принято выделять два уровня методологического
анализа: общая методология - философский
подход к анализу явлений
Психология и педагогика - обширные области научного знания, имеющие сложную внутреннюю структуру, включающие множество самостоятельных научных дисциплин.
3) ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Образование играет важную роль в жизни каждого индивида. Благодаря нему, человек становится личностью, может реализовать себя в той рабочей сфере, по какой он имеет образование.
Образование можно назвать социальным институтом, потому что это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ "Об образовании" оно понимается как "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".
Система образования как социальный институт включает следующие компоненты: органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации; сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т.д.), включая институты повышения квалификации и подготовки преподавателей; творческий союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы и иные объединения; учреждения инфрастуктуры науки и образования: проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии и др.; образовательные программы и государственные образовательные стандарты разного уровня и направленности; учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся; периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.
Обучение даёт квалификацию, образование - метаквалификацию, т.е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний.
Основными чертами сети учебных заведений служат: во-первых, обучение по единым программам; во-вторых, последовательная преемственность в обучении; в-третьих, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
Таким образом, образование
является неотъемлемой и нужной частью
в жизни каждого индивида, поскольку
оно выполняет важнейшую роль
в социализации личности, её подготовке
к получению того или иного
социального статуса и
4) ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ.
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение.
Воспитание осуществляется
в основном через межличностное
общение людей и преследует цель
развития мировоззрения, морали, мотивации
и характера личности, формирование
черт личности и человеческих поступков.
Воспитание представляет собой процесс
организованного
Образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Основная функция систематического обучения заключается в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче. В нём выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Их совокупность образует ядро образования и называется обучением.
Обучение - это процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя:
А) Преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Б) Учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
В педагогической литературе
принято различать
Важнейшая функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование.
К функциям образования относят: передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализацию личности, особенно молодёжи и её интеграцию в общество; определение статуса личности; социальный отбор (селекция), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодёжь, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникумы, вузы, аспирантура, различные курсы и т.д.); социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.
5) ДИДАКТИКА. МЕТОД И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.
Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности.
Дидактику определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происходящей как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, путем самообразования.
Дидактика как отрасль педагогической науки получила наиболее четкое оформление в труде Яна Амоса Коменского "Великая дидактика" (1632), в котором дидактика определялась как "всеобщее искусство всех учить всему".
Из русских дореволюционных педагогов наибольший вклад в развитие дидактики внес К.Д. Ушинский.
Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, она дает научное обоснование целям, отбору содержания образования, выбору средств и методов обучения, определяет формы организации обучения.
Дидактика как общая теория
образования и обучения рассматривает
общие положения и
В настоящее время достаточно хорошо разработаны методики преподавания основных школьных дисциплин - методика преподавания русского языка и литературы, методика математики, физики, химии и др. Начинают складываться и оформляться методики преподавания отдельных вузовских дисциплин - методики преподавания общественных наук, педагогики, психологии и др., т.е. прежде всего тех дисциплин, которые преподаются во всех или в большинстве высших учебных заведений.
Дидактика и методика находятся в тесной связи и взаимозависимости: дидактика опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин, беря оттуда факты, примеры и материалы, дающие основание для обобщений, вскрытия закономерностей. Вместе с тем познанные дидактикой закономерности, выводы и рекомендации должны браться на вооружение предметными методиками и использоваться для дальнейшего совершенствования процесса преподавания и изучения каждой учебной дисциплины. Дидактика способствует распространению передового опыта, интересных находок учителей-практиков, анализируя и осмысливая их с общепедагогических позиций.
Можно еще отметить, что дидактика является тем общенаучным ядром, которое объединяет все предметные методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности учащихся у разных учителей, преподающих отдельные предметы.
Все проблемы, решаемые дидактикой, носят исторический и классовый характер.
Содержание образования,
методы его сообщения учащимся и
формы организации учебных
В условиях классового общества, разделенного на антагонистические классы, четко проявляется классовая направленность в решении всех проблем дидактики.
Классовый характер обучения проявляется прежде всего в том, что в одну и ту же историческую эпоху, при данном достигнутом уровне развития науки и техники дети - представители разных классов и социальных слоев получают разное по уровню и качеству образование, их учат разными методами, используя различные средства обучения, в различных типах школ, применяя различные организационные формы обучения. Например, в современных развитых капиталистических странах в школах, предназначенных для детей из привилегированных слоев общества, образование дается на высоком научном уровне. Детей объединяют в небольшие по наполняемости учебные группы, в процессе обучения используются разнообразные технические средства и новые методы, стимулирующие развитие мышления и творческих способностей будущих руководителей общества и командиров производства.
В массовых же школах, где учатся дети бедноты, объем образования искусственно ограничивается, школы не имеют необходимого лабораторного оборудования и технических средств обучения, классы переполнены, учителя не применяют методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, не работают со слабо успевающими учащимися, которые чаще всего просто отсиживают в школах срок обязательного обучения. Перед учителями этих школ никто не ставит задачу пробуждения творческих способностей, формирования познавательной самостоятельности, воспитанности, общего развития учащихся.