Педагогика предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить причины появления упрямства и капризов, методы и приемы для борьбы с ними.
В соответствии с объектом и предметом исследования мною были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы изучаемой проблемы
Исследовать особенности детско-родительских отношений
Разработать рекомендации для родителей по совершенствованию процесса воспитания

Содержание

Введение
Упрямство и капризы детей в семье, возрастные особенности их проявления
1.1 Упрямства и причины их появления
1.2 Капризы и причины их появления
1.3 Кризисы развития
1.4 Периоды проявления упрямства и капризов
Исследование стиля воспитания для предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов у детей в семье
2.1 Роль родителей в развитии ребенка
2.2 Предупреждение и преодоление капризов
2.3 Предупреждение и преодоление упрямства
2.4 Исследование приемов и методов в борьбе с упрямством и капризами
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая педагогика чистовая.docx

— 57.56 Кб (Скачать файл)

Среди опрошенных 5 человек (13%) потакают во всем своим детям, исполняют все их желания, лишь бы они перестали капризничать. Среди педагогов немногие выбирают такой способ борьбы с капризами и упрямством – 3 человека (11%), среди работников школы без педагогического образования – 2 человека (18%).

Остальные опрошенные предпочитают использовать другие пути решения данной проблемы (16 человек – 38%, из них 15 педагогов (54%) и 1 работник школы без педагогического образования (9%)).  По их мнению родители должны быть оснащены настоящим набором приемов, помогающих выходить из всяческих затруднений в общении с детьми. Они утверждают, что следует придумывать приемы, нарабатывать в себе запас методов, которые пригодятся в тех или иных ситуациях в борьбе с капризами и упрямством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Несомненно, наиболее важную роль в развитии ребенка играют родители. Очень часто родители сталкиваются с большими проблемами в воспитании  своих детей и в этом им необходима педагогическая помощь.

Нельзя четко определить, каких родителей можно назвать хорошими, а каких плохими, так как абсолютных норм в воспитании не существует. На мой взгляд, самое главное со стороны родителей – это умение понять, что дети пытаются показать либо высказать им своим поведением. Если  родители постоянно сталкиваются с недостатками в поведении, а именно с капризами и упрямством, то на это нужно как-то реагировать.

Капризы и упрямства можно предупредить и преодолеть. Конечно, четкой методики по преодолению упрямства и капризов не существует, но можно воспользоваться некоторыми советами, которые помогут родителям справиться с данной проблемой, ведь самое важное – правильно относиться к упрямству и капризам. Правил, которыми можно воспользоваться, очень много, наиболее важными из них  является исключение из родительского арсенала грубости, резкости, требований, физических мер воздействия.. Потребностям ребенка необходимо уделять достаточное, но не чрезмерное внимание. Еще одним важным правилом воспитания является правильная организация жизни и деятельности ребенка. Также очень важна последовательность поведения взрослых.

Из проведенного мною исследования в школе, видно, что всё-таки многие родители выбирают, на мой взгляд,  неправильную методику в борьбе с упрямством и капризами своих детей. В первую очередь это наказания и повышение голоса.  Наказания могут лишь окончательно испортить отношения между родителями и детьми. К сожалению, именно такой подход к воспитанию типичен в наше время. Грубые пререкания родителей могут привести не только к капризам, но и к тяжелым нервным расстройствам ребенка. Очень важно не воевать с поведенческими нарушениями, а найти с ребенком общий язык. Любое новое требование или запрет должны быть понятны ребенку.  Прежде всего, со стороны взрослых требуется выдержка и спокойствие.

Также используется метод игнорирования капризов. Конечно, такой метод можно использовать, но только в том случае, если каприз и упрямство не приносят ущерб его здоровью и не вредит окружающим.

Услужливое потакание каждому детскому капризу тоже не принесет пользы, так как поначалу капризы могут возникать по случаю, но со временем превратиться в систему.

Если сравнивать процентное соотношение ответов педагогических работников школы и работников без педагогического образования, то можно увидеть, что педагоги используют более правильную методику в воспитании своих детей. Таким образом, можно сделать вывод, что при воспитании детей каждым родителям необходима педагогической проницательности,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Воспитание – это терпение. Необходимо помнить, что ребенок, как и взрослый, имеет право на собственную точку зрения, собственные привычки и собственное мнение об окружающих, а также сердиться и быть не в настроении, по своему усмотрению распоряжаться своими вещами и игрушками. Возрастные проявления чувства «я», воли, эмоций только тогда становятся для родителей проблемой упрямства и капризов, когда они не способны адекватно оценить своеобразие психического развития детей.

Обычно упрямства и капризы выступают как защитная реакция на чрезмерную опеку и авторитарность родителей, как попытка защитить свою самостоятельность, независимость, свое право на собственную жизнь. И это вполне нормально. Добиться неукоснительного послушания - не самое главное в процессе воспитания, есть куда более важные вещи, которые можно погубить, упорно борясь с упрямством и капризами.

Период "упрямого детства" - серьезное испытание для родителей и детей. И тем, и другим приходится много учиться, но результат стоит того. Можно сказать, что  это время - залог ваших будущих отношений с ребенком и фундамент для них вы закладываете сами.

Для понимания того, что скрывается за упрямством и капризами, родителям необходима не только определенная психологическая культура, но подчас и интуиция. А для выработки оптимальной тактики действий – педагогическая проницательность. Ведь главная проблема не в том, что дети капризничают и упрямятся, а в том, как относятся к их капризам и упрямству взрослые.

Итак, обобщим, что же нужно делать родителям в период кризисных проявлений, как реагировать на упрямства и капризы?

Родителям необходимо принять как должностное возрастные отклонения в поведении, признать его право на самостоятельность, поощрять позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправленно создавать условия для них, положительной оценкой закреплять каждое даже самое небольшое самостоятельное достижение ребенка. Важно рассматривать сопротивление ребенка руководству со стороны родителей как начало самостоятельного действия. Запрещать ребенку можно то, что несет угрозу для жизни ребенка, противоречит общепринятым нормам или выходит за рамки возможного. Если что-то запрещать, то обязательно мотивировать причины запретов.

Также необходимо полностью исключить оскорбление достоинства ребенка, которое в любом критическом возрасте переживается особо болезненно и нередко оборачивается еще большей неуправляемостью, капризностью, упрямством, агрессивностью.

Для родителей важно  уважать себя, особенно в глазах ребенка: заменой раздражению и гневу должна стать хладнокровная демонстрация позиции, необходимо игнорировать попытки манипулирования собой.

Никогда нельзя требовать от ребенка того, что свыше его сил. Задачи, которые родители ставят перед ребенком, должны доставлять ему радость, и их исполнение приносить удовлетворение, оттого что родители относятся к нему сердечно и по-умному снисходительно.

В воспитании ребенка огромную роль играет система поощрений и наказаний. Очень неправы те родители, которые добиваются послушания ребенка только за счет наказаний, особенно физических. Отношения, основанные на строгой дисциплине по отношению к маленькому человеку, могут привести к тому, что малыш перестанет доверять родителям, начнет их бояться. Гораздо лучших результатов можно добиться, если использовать положительные факторы, то есть различные формы поощрения.

Конечно, моменты когда наказание необходимо, появятся. Но применять их можно очень осторожно и только такие, которые тесно связаны с непосредственной провинностью ребенка.

Ну а самое главное – воспитание детей должно быть основано на любви. В жизни каждого ребенка очень важно быть уверенным в том, что есть на свете кто-то, для кого он является главной и единственной ценностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
    2. Губарев И.  Как детское упрямство само себя побороло. Планета здоровья, июнь 2008, №12 (60) 
    3. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. СПб: Мирт, 1996. - 160с.
    4. ЛеШан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., Педагогика, 1990.
    1. Михайлицкая О. Как утешить «капризулю»? Зеркало недели, январь 2005, № 2 (530) 22

    1. Хэйм Г. Джиннотт. Дети и мы. СПб: Кристалл, 1996. – 464с.
    2. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье/ В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224с.
    3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.  Ярославль: Академия развития, 2000 г.
    4. http://www.allbest.ru
    5. http://www.baby.com.ua
    6. http://www.doshvozrast.ru
    7. http://www.isramama.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогика предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов детей в семье