Педагогическая деятельность Н.К. Крупской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории внесла Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) — жена, друг и соратник В. И. Ленина, выдающийся деятель Коммунистической партии, организатор советского просвещения, крупнейший педагог-марксист. В практической деятельности и в педагогических трудах Н. К. Крупской воплощена ленинская программа воспитания нового человека — активного строителя социализма и коммунизма. Н. К. Крупская родилась в Петербурге в 1869 году в революционно-демократической семье. Ее отец Константин Игнатьевич Крупский был человеком передовых взглядов.

Содержание

1. Жизнь и педагогическая деятельность Н.К. Крупской
2. Педагогические взгляды Н.К. Крупской.
2.1. О воспитании коммунистической морали.
2.2 О содержании образования.
2.3. О советском учителе.
2.4. О пионерском движении
2.5. О самоуправлении школьников.
2.6. О связи школы и семьи.
2.7. О дошкольном воспитании.
3. Н.К Крупская как историк педагогики.
4. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Контр.раб.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

2.3. О советском учителе

Руководствуясь  указаниями Коммунистической партии и  В. И. Ленина об учителе, Н. К. Крупская писала, что профессия учителя у нас  не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Хотя Крупская, занятая большой государственной работой, не могла продолжать свою практическую педагогическую деятельность, она сохранила до конца своих дней огромный интерес к школе и учительству. Надежда Константиновна уделяла исключительное внимание подготовке советского учительства, его идейному воспитанию. В своих работах она отмечала особую роль сельского учителя как проводника политики партии в деревне. Она принимала самое деятельное участие в той борьбе, которая велась в первые годы Советской власти за привлечение учительства к участию в строительстве советской школы, поддерживала теснейшую связь с учительством всю свою жизнь, оказывала учителям всяческое содействие, заботясь об их подготовке и материальном благополучии.

Имея  постоянно в виду великие цели, поставленные перед советской школой Коммунистической партией, Надежда  Константиновна призывала учителей и учащихся неустанно работать над  собой, по-настоящему учиться марксизму-ленинизму  и идти путем, указанным Лениным.

2.4. О пионерском движении 

С первых дней создания пионерской организации  Крупская принимала в ее жизни  деятельное участие. Она всячески помогала борьбе с буржуазным детским движением (бойскаутизмом), имевшим известное  распространение среди молодежи в первые годы революции, и стремилась связать деятельность новой, пролетарской организации со школой. Детское коммунистическое движение, писала Н. К. Крупская еще в 1922 году, поможет «воспитать детей не пассивными созерцателями строительства социализма, а активными его строителями». Она считала, что пионерская организация должна быть школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины.В статье «Школа и пионердвижение» (1924) она выясняла сложные вопросы взаимоотношения школы и пиоиердвижения. Немыслимо, писала Крупская, пионердвижение без школы, не может активный советский школьник не быть пионером.

Крупская  доказывала, что основной задачей  пионерорганизации является борьба за знания (в то время главное  внимание уделялось общественной активности). «В борьбе за знания, — писала она, — пионеры должны играть крупную роль и должны играть эту роль именно как организация. Они должны быть заражены энтузиазмом по овладению знаниями, и надо, чтобы они не замыкались в себе, а старались всех ребят втянуть в это дело и стать во главе всего детского движения за учебу».

Много внимания Н. К. Крупская уделяла методике работы пионерских отрядов. Она считала, что пионеры должны быть застрельщиками в общественно полезной работе школы, и дала ряд советов по ее развертыванию. Она подчеркивала, что дети должны быть поголовно втянуты в общественно полезную работу, которая, конечно, должна соответствовать возрасту детей и их интересам. Она решительно выступала против скучных, трафаретных форм пионерской работы, добиваясь, чтобы она была идейно насыщенной, красочной, удовлетворяющей многообразные детские интересы. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — таково основное требование, предъявленное Н. К. Крупской к вожатым.

Крупская  всемерно помогала пионерам. Известна ее огромная работа при подготовке и проведении I Всесоюзного слета  пионеров (1929). Она получала от пионеров множество писем, на которые неизменно  сама отвечала. «Письма пионерам», собранные  в отдельной книге,— выдающееся произведение советской педагогики. В этих письмах Крупская учит пионеров коллективизму, социалистическому отношению к труду и общественной собственности. Она раскрывает им сущность советского патриотизма, который должен пронизать все дела пионеров.

2.5. О самоуправлении  школьников

В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической  школы. Самоуправление учащихся в советской  школе впервые узаконено «Положением  об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в которых было определено право школ и учащихся развивать и укреплять ученическое самоуправление, общественную активность и самодеятельность школьников.

Н. К. Крупской принадлежит заслуга в разработке проблемы самоуправления учащихся в советской школе. В ряде ее работ«К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), в выступлении на конференции пролетарских культурно-просветительных организаций 20 сентября 1918 года, в статьях «Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Детское самоуправление в школе» (1930) и других дана ясная характеристика коренного отличия решения проблемы самоуправления в буржуазной и пролетарской школах.

Надежда Константиновна указывала, что в  буржуазной школе самоуправление содействует  воспитанию индивидуалиста, убежденного  защитника буржуазного строя, оно  имеет ярко выраженный антиколлективистический  характер и является формой проявления классового господства буржуазии. Задачей самоуправления в советской школе, по ее определению, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы, готовящегося стать гражданином Советского государства, активного участника коммунистического строительства. Школьное самоуправление учащихся, говорила Надежда Константиновна, должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.

В статье «Задачи школы I ступени» (1922) Надежда  Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно. Она намечает следующие этапы организаторской работы: первый этап — обсуждение цели, постановка главных задач в работе коллектива с учетом реальных потребностей его жизни; второй этап — распределение обязанностей среди ее участников с учетом способностей и возможностей каждого; третий этап — учет и контроль выполняемой работы; четвертый этап — подведение итогов. Важнейшими являются указания Надежды Константиновны о правильных взаимоотношениях комсомольской и пионерской организаций с органами детского самоуправления, о роли пионеров и комсомола в самоуправлении. Она постоянно поддерживала необходимость руководящей роли комсомола и пионерской организации в работе самоуправления и педагогического руководства развитием самодеятельности школьников.Основы детского самоуправления, разработанные Н. К. Крупской, стали отправным пунктом дальнейшего развития их в теоретической и практической деятельности выдающегося советского педагога А. С. Макаренко.

2.6. О связи школы  и семьи 

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». В ее наставлениях выдвигалось требование, чтобы советская женщина училась воспитывать детей в коммунистическом духе. Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание».

Мать  — «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно  направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню, можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях, и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку». Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.

2.7. О дошкольном воспитании 

В своем  первом произведении — «Женщина-работница» (1899) — Надежда Константиновна пишет  о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей трудящихся. Она принимала самое активное участие во всей огромной работе по организации и развертыванию сети советских дошкольных учреждений. Своими многочисленными статьями по вопросам дошкольного воспитания она пробуждала горячий интерес к нему широких масс населения, их творческую активность в этом деле. Надежда Константиновна остро критиковала буржуазное дошкольное воспитание, вскрыла его подлинную классовую сущность. По ее словам, «народные» детские сады, где воспитывались дети трудящихся, целиком способствовали «воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны». Она выступает и против теории «свободного воспитания», находившей некоторое применение в советских дошкольных учреждениях. Надежда Константиновна выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и в парках, об организации детских комнат в рабочих клубах и т. д. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника.В педагогических трудах Н. К. Крупской выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины.

3. Н. К. Крупская  как историк педагогики

Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением  произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике».

Высоко  оценивала Крупская и педагогическое творчество Л. Н. Толстого, полагая, что  «педагогические статьи Толстого являются неисчерпаемой сокровищницей мыслей и духовного наслаждения». Она отмечала, что, критически воспринимая педагогические мысли Ушинского и Толстого, мы можем найти в них много ценного для советской школы.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, вскрывших  реакционную сущность немецкой буржуазной педагогики. В работе «Народное образование и демократия» она установила, что считавшийся прогрессивным известный немецкий педагог Кершенштейнер «далек от всякого демократизма». Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ним сообразует свою педагогическую деятельность. В статье «Дорога таланту» (1916) она подчеркнула, что в современной Германии «приходят кершенштейнеры, ферстеры и наторпы, овладевают душой ребенка и прочно закладывают в нем преклонение перед существующим немецким государством». Эта школа, писала далее Надежда Константиновна, является основой для пропаганды крайнего шовинизма и человеконенавистничества. Вся творческая работа детей направляется в военное русло.

В работе «Дух времени» в немецкой народной школе» (1916) Н. К. Крупская противопоставляя цели передовой буржуазной педагогики прошлого целям «государственной» педагогики империалистической Германии, считает, что «народная» школа в Германии диаметрально противоположна лучшим идеям прошлого, ее цели иные: воспитание солдата. «Ученик — лишь средство для достижения государственных целей. Ради этих целей воспитываются в нем известные чувства и навыки, прививаются ему известные взгляды... Учителя — средство для проведения этих целей». Это писала Надежда Константиновна задолго до захвата власти фашизмом, но она дала правильный прогноз дальнейшего развития реакции в области педагогики в империалистической Германии — еще большее пренебрежение к правам ребенка и человека, еще большее превращение школы в орудие оголтелой реакции.

Рассматривая  критически современную ей школу  США, Н. К. Крупская ясно понимала ее классовый  характер и противопоставила реакционным  педагогическим «теориям» американского  империализма прогрессивные взгляды  американского буржуазнодемократического педагога середины XIX века Гораса Мана, боровшегося за общедоступную школу, общую для белых и негров.

Высказывания  Н. К. Крупской по проблемам истории  педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны  ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу.Своей общественно-политической и педагогической деятельностью, своими трудами по вопросам воспитания Н. К. Крупская сыграла выдающуюся роль в развитии советской школы и педагогической науки. Она была одним из организаторов советской системы народного образования и культурного строительства в нашей стране. 
 

Информация о работе Педагогическая деятельность Н.К. Крупской