Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 10:56, контрольная работа
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.
Введение 3
1. Педагогическая деятельность Песталоцци 4
2. Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци 8
3. Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования 10
4. Создание частных методик начального обучения 18
Заключение 20
Содержание
Введение 3
1. Педагогическая деятельность Песталоцци 4
2. Социально-педагогические и философские взгляды Песталоцци 8
3. Цель и сущность воспитания. Теория элементарного образования 10
4. Создание частных методик начального обучения 18
Заключение 20
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.
Иоганн Генрих Песталоцци - один из основоположников социальной педагогики как науки и практики. Он одним из первых дал теоретическое обоснование социальной педагогики, выдвинув идею создания системы помощи и поддержки социально-незащищенных слоев населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основой которой является не материальная благотворительность, а привитие человеку знаний, умений и навыков, необходимых в общественной жизни, и воспитание в нем стремления к самопомощи.
Практическая деятельность И.Г. Песталоцци и его социально педагогические идеи оказали значительное влияние на развитие различных направлений подготовки воспитателей детских учреждений: подготовку учителей народных школ и подготовку руководителей детских воспитательных учреждений и педагогических семинарий.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Большое влияние на его воспитание оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка. Песталоцци близко ознакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.
Образование
Песталоцци получил сначала в
начальной, а затем в латинской
средней школе и в высшем учебном
заведении гуманитарного
Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу.
Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т. е. швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали проблемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.
В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.
Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества...» Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.
В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.
В течение
следующих восемнадцати лет Песталоцци
занимается литературной деятельностью,
стремясь привлечь внимание к решению
все того же злободневного вопроса:
как возродить хозяйство
Имя Песталоцци
приобретает большую
В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное.
Песталоцци
стремился сделать приют
В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: «С утра до вечера я был один среди них...Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.
В связи с
военными действиями помещение приюта
потребовалось для лазарета, и
приют был закрыт. Песталоцци с 1799
года начинает проводить экспериментальную
работу в школах г. Бургдорфа. Ему
удалось доказать, что его методика
обучения детей грамоте и счету
имеет много преимуществ в
сравнении с традиционными
В Бургдорфе была открыта средняя школа
с интернатом и при ней отделение для подготовки
учителей во главе с Песталоцци. В самом
начале XIX века вышли в свет его сочинения:
«Как Гертруда учит своих детей», «Книга
матерей, или Руководство для матерей,
как учить их детей наблюдать и говорить»,
«Азбука наглядности, или Наглядное учение
об измерении», «Наглядное учение о числе»,
в которых излагались новые методы начального
обучения.
В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии — в Ивердон (немецкое наименование — Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение), который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере.
Песталоцци
испытывал большую
Мировоззрение
Песталоцци носило демократический
характер, но было исторически ограниченным.
Песталоцци мечтал о возрождении
своего народа, но наивно верил в
возможность изменить жизнь тружеников
путем их просвещения и воспитания.
Он не понимал, что социальное и правовое
неравенство людей в
Утверждая, что воспитание и образование
должны быть достоянием всех людей, Песталоцци
считал школы одним из важнейших рычагов
социального преобразования общества.
Разрешение наболевших социальных проблем,
коренные общественные преобразования
свершатся, по его мнению, только тогда,
когда в каждом человеке будут пробуждены
и укреплены все его истинно человеческие
силы. Это можно сделать только в процессе
воспитания.
Важнейшим средством
воспитания и развития человека, по
Песталоцци, является труд, который
развивает не только физические силы,
но и ум, а также формирует
Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. «Глаз, — говорил Песталоцци, — хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».
Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание должно помочь ему осуществиться.
Центром всего
воспитания является формирование нравственности
человека; «деятельная любовь к людям»
— вот что должно вести человека
в нравственном отношении вперед.
Эта «деятельная любовь к людям»
обусловливается и «
Познание, утверждал
Песталоцци, начинается с чувственного
восприятия и восходит путем переработки
представлений к идеям, которые
существуют в сознании человека как
образующие силы, но для своего выявления
и оживления нуждаются в
Мировоззрение
Песталоцци является в целом идеалистическим,
но оно имело прогрессивный
образование физический трудовой песталоцци
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
Воздействие
воспитания на ребенка должно находиться
в согласии с его природой. Педагог
не должен подавлять естественного
развития подрастающего человека, как
это происходило в школах, а
направлять это развитие по правильному
пути, устранять препятствия и
влияния, которые могли бы его
задержать или отклонить в
сторону.
Основной принцип воспитания, как понимает
его Песталоцци, — это согласие с природой.
Но целенаправленное воспитание совершенно
необходимо каждому человеку, так как
предоставленный самому себе, стихийно
развивающийся человек не достигнет той
степени гармонического развития всех
своих человеческих сил, которая требуется
от него как члена общества.
Песталоцци не идеализировал, как Руссо, детскую природу.
Он считал, что «если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание.
Соотношение,
которое должно существовать между
воспитанием и развитием
Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он, должно начаться с первого дня появления его на свет: «Час рождения ребенка есть первый час его обучения». Вот почему истинная педагогика должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла овладеть любая мать, в том числе и простая крестьянка. Природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.
Песталоцци называет антипсихологическими современные ему школы, в которых дети, безжалостно оторванные от общения с природой, на долгое время ввергались в холодный и мертвый для них мир букв и поток чужих слов. Вместо того чтобы развиваться, ребенок тупел в этой обстановке, лишенный заботы о его детских запросах и стремлениях.