Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:43, реферат
На наш взгляд, педагогика — это одна из самых важных и интереснейших наук, потому что она о нас с вами, о той части нашего жизненного пути, который связан с познанием, воспитанием и развитием человека. «Введение в педагогическую деятельность» — это человековедческая дисциплина, которая возвращает нас в огромный мир детства, в нашу школу, к нашим учителям, к нашим любимым учебным предметам. Правда, она за-ставит вас посмотреть и оценить школьную жизнь другими глазами, пройтись по знакомым кабинетам не в роли ученика, а в роли учителя, классного руководителя и даже директора школы.
Начиная разговор о педагогической профессии, невольно вспоминаются слова известного русского публициста Николая Александровича Добролюбова: «Прекрасна дорога — иди в педагоги».
Известно, что все начинается с учителя… Учитель стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Своим примером, словом и делом он открывает перед детьми прошлое, настоящее, утверждает радость познания, учит видеть будущее человечества и своей страны, помогает постигать тайны природы, достижения культуры и вершины человеческой мысли, познавать жизнь и найти свое место в ней. Слово «педагог» греческого происхождения, оно означает «детоводитель». Древний смысл слова в условиях современности заполнен новым содержанием: педагог вводит подрастающее поколение в XXI век — эпоху культурного перерождения и творчества... Педагогическая деятельность сложна и многообразна. В ней неизбежны трудности, а подчас и разочарования. На протяжении пяти лет обучения в вузе у будущего педагога может возникнуть сомнение в правильности избранной профессии, перед ним может встать вопрос: «А мое ли это дело — воспитывать детей, имею ли я призвание к педагогической работе?» Когда вы будете об этом думать, не забывайте главного: профессия педагога впитывает в себя все дарования и таланты.
Педагогическая деятельность и ее гуманистические особенности.
На наш
взгляд, педагогика — это одна из самых
важных и интереснейших наук, потому что
она о нас с вами, о той части нашего жизненного
пути, который связан с познанием, воспитанием
и развитием человека. «Введение в педагогическую
деятельность» — это человековедческая
дисциплина, которая возвращает нас в
огромный мир детства, в нашу школу, к нашим
учителям, к нашим любимым учебным предметам.
Правда, она за-ставит вас посмотреть и
оценить школьную жизнь другими глазами,
пройтись по знакомым кабинетам не в роли
ученика, а в роли учителя, классного руководителя
и даже директора школы.
Ученые-педагоги рассматривают педагогическую
деятельность как особый вид социально
значимой деятельности взрослых (родителей,
учителей, социальных работников), направленный
на развитие и само-развитие личности
растущего человека. Они используют разные
подходы к ее определению:Педагогическая
деятельность — это самостоятельный вид
человеческой деятельности, в котором
реализуются от поколения к поколению
передача социального опыта, материальной
и духовной культуры. Она направлена на
создание в педагогическом процессе оптимальных
условий для воспитания, развития и саморазвития
личности воспитанника. Сферой педагогической
деятельности является образование, обучение
и воспитание. Педагогическая деятельность
проводится в специально организованных
образовательных учреждениях (дошкольных,
школьных, средних специальных, высших,
внешкольных). Педагогическая деятельность
в образовательном учреждении — это взаимосвязанная,
совместная, ориентированная на общечеловеческие
ценности, учебно-воспитательная деятельность
учителя и учащегося (обучение, воспитание
и самовоспитание), в процессе которой
личность ребенка является самоценностью.
Без взаимосвязи преподавательской и
учебной деятельности не существует никакого
учебно-воспитательного процесса. Предметом
и продуктом (результатом) педагогической
деятельности является личность ребенка
и ее гармоничное развитие. Структура
педагогической деятельности как система
охватывает все стороны профессиональной
деятельности, основными компонентами
которой являются цели, содержание, средства,
формы и методы, действия, условия, технология,
результат, объект и субъект труда учителя.
Соответственно функциям система деятельности
учителя-воспитателя представляет собой
последовательную совокупность различных
видов педагогической деятельности: диагностическую,
проектировочную, конструктивную, коммуникативную,
организаторскую, аналитическую, корректирующую,
результативно-оценочную. Диагностическая
деятельность учителя направлена на изучение
индивидуально-психологических особенностей
ученика и коллектива учащихся. Результаты
диагностирования используются для корректировки
учебно-воспитательного процесса. Проектировочная
и конструктивная виды деятельности направлены
на прогнозирование дальнейшего развития
ученика и детского коллектива, включают
определение целей, задач, содержания,
форм и методов работы, создание условий,
планирование деятельности. Организаторская
деятельность предусматривает систему
действий учителя и учащихся с целью организации
детского коллектива и гармонического
развития личности каждого школьника.
Коммуникативная деятельность направлена
на создание педагогически целесообразных,
гуманных взаимоотношений между взрослыми
и детьми. Аналитическая и корректирующая
включают анализ результатов педагогической
деятельности, внесение изменений в учебно-воспитательный
процесс с целью прогнозирования и достижения
оптимальных результатов обучения, воспитания
и развития учащихся. Результативно-оценочная
деятельность представляет собой оценку
качества обучения, воспитания и развития
каждого учащегося, его уровня воспитанности,
обученности и образованности. Педагог,
являясь субъектом деятельности, управляет
учебно-воспитательным процессом, обеспечивает
его образовательный, воспитывающий и
развивающий характер. Меняется общество
— меняются требования к учителю, соответственно
обновляется и педагогическая деятельность.
В современных условиях она должна носить
гуманистический характер. Гуманистическая
направленность деятельности педагога
проявляется в признании человека как
высшей ценности на земле, осознании значимости
личности каждого ребенка, умении строить
взаимоотношения с детьми на основе любви
и уважения. Гуманистическая направленность
образования, обучения и воспитания предусматривает
гуманное развитие личности каждого ученика,
его духовно-нравственных качеств, педагогическую
поддержку и заботу о каждом ребенке. Проявление
гуманистического стиля взаимоотношений
учителя и учащихся, основу которого составляет
любовь, следует рассматривать как показатель
профессионального мастерства учителя.
Существует закономерность: каков учитель
как Человек, таков он и как Воспитатель.
Роль педагога в современном обществе.
Считают,
что профессия учителя — древнейшая на
земле и вечная. По своей сути это самая
ответственная и благородная, самая сложная,
интересная и радостная, самая гуманная
и творческая профессия. Учитель осуществляет
связь времен между прошлым, настоящим
и будущим; между старшими и младшими поколениями,
способствует воспитанию, образованию
и развитию человека, совершенствованию
культуры общества. В современном обществе
это одна из массовых, важных и необходимых
профессий. Трудом учителя создается величайшая
ценность на земле — Человек. Ни одна профессия
не дает такого разностороннего развития,
как профессия учителя. Учитель продолжает
себя в своих учениках, он продолжает жить
и совершенствоваться вместе с ними. Учитель
отвечает за жизнь ребенка, постоянно
заботится о его развитии. Общаясь с детьми
и воспитывая их, он отдает каждому частицу
своей души и сердца. Учительскую профессию
воспевали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский и многие-многие другие
известные учителя-педагоги. Чешский педагог-гуманист
Ян Амос Коменский, образно сравнивал
труд учителя с трудом садовника, архитектора,
полководца. Учитель — творец, исследователь,
мастер и, прежде всего, Человек с большой
буквы.
Выдающимся мастером педагогического
труда был Антон Семенович Макаренко (1888—1939
гг.). А.С. Макаренко
— выдающийся педагог и писатель своего
времени. Он создал целостную научную
педагогическую систему. Вся его деятельность
была связана с воспитанием и обучением
подрастающего поколения. В своих трудах
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»,
«Воспитание в советской школе», «О моем
опыте», «Книга для родителей» и многих
других А.С. Макаренко раскрывает систему
воспитания детского коллектива, принципы,
методы и формы организации воспитания
детей. Он заявлял о решающем влиянии социальной
среды, условий труда и отдыха, быта на
формирование мировоззрения и нравственности
личности ребенка. Им разработана теория
перевоспитания трудных подростков и
на деле доказана ее научная и практическая
значимость. А.С. Макаренко выступал за
широкую и полную демократизацию воспитания
и обучения, за создание в детской среде
нормального психологического климата,
гарантирующего каждому ребенку защищенность
и поддержку, свободное и творческое развитие.
Эти идеи остаются как никогда значимы
и для сегодняшней школы. По его глубокому
убеждению, успех дела в школах в первую
очередь зависит от учителей и родителей,
от их знаний, опыта и мастерства. Он утверждал:
учителями не рождаются, ими становятся,
в педагогической деятельности главное
не талант, а мастерство, основанное на
умении, на квалификации, на постоянном
самосовершенствовании.
Другой
выдающийся отечественный мастер педагогического
тру-да — Василий Александрович Сухомлинский
(1918—1970 гг.). Будучи директором Павлышской
средней школы, В.А. Сухомлинский писал
о детях, учителях, родителях, об их совместной
педагогической работе, о творческой деятельности
сплоченного коллектива педагогов-единомышленников
и учащихся, о роли учительской профессии.
Он создал оригинальную педагогическую
систему обучения и воспитания детей,
основанную на принципах гуманизма, признании
личности ребенка высшей ценностью в обществе.
Краеугольным камнем педагогического
призвания, по его мнению, является «глубокая
вера в возможность успешного воспитания
каждого ребенка». Названия написанных
им книг, говорят сами за себя: «Сердце
отдаю детям», «Павлышская средняя школа»,
«О воспитании», «Сто советов учителю»,
«Рождение гражданина», «Родительская
педагогика» и др.
Как отмечает известный современный педагог
Виталий Александрович Сластёнин, своеобразие
педагогической профессии заключается
в том, что она по своей природе носит гуманистический,
творческий и коллективный характер. В
своих трудах он изложил современные видения
на педагога XXI века и его инновационного,
творческого характера деятельности.
Современная школа нуждается в педагогах-гуманистах,
утверждающих Человека в человеке, Человека
в жизнедеятельности, Человека в культуре.
По мнению В.А. Сластёнина, Человека труда
характеризует патриотизм, высокая гражданская
ответственность и социальная активность;
любовь к детям и способность отдавать
им свое сердце; подлинная интеллигентность,
духовная культура, желание и умение работать
вместе с другими; высокий профессионализм,
инновационный стиль научно-исследовательского
мышления, готовность к созданию новых
ценностей и принятию творческих решений,
потребность в постоянном самообразовании
и готовность к нему, физическое и психическое
здоровье, профессиональная работоспособность.
Директор
школы № 307 г. Ленинграда Геннадий Григорьевич
Воробьев в своей книге «Школа будущего
начинается сегодня» пишет, что современный
педагог — это не просто учитель-предметник,
это прежде всего учитель-воспитатель,
учитель-энтузиаст, старший товарищ, объект
для подражания, источник ценных знаний.
Учитель управляет, контролирует, воспитывает,
вступая в контакт не с классом, а с каждым
учеником. Учитель — понятие комплексное.
Он всегда и в разной степени присутствует
в трех лицах: как воспитатель, как организатор
и как лектор.
Понятия «профессия», «специальность», «педагогическая профессия», «учитель», «профессиограмма».
Профессия (от лат. Profiteer — объявляю своим делом) — вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессией называют необходимую для общества, ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия «педагог» подразделяется на различные версии приложения сил в детских учреждениях: воспитатель, учитель, педагог дополнительного образования и др. Можно также найти узкие специализации учителей: учитель истории, учитель математики и т. д.
Педагогическая профессия. Педагог — лицо, специально подготовленное к профессиональной деятельности по развитию, воспитанию и образованию личности (учитель, преподаватель, воспитатель, наставник). К педагогам относят также ученых, которые разрабатывают теоретические проблемы педагогической науки.
Учитель — педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионального образования. Назначение учительской профессии — сотворение и самоопределение личности в культуре, утвер-ждение человека в человеке. Учитель — это прежде всего воспитатель, наставник.
Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования, которые можно обобщить в профессиоргамме.
Профессиоргамма — это характеристика профессии или модель специалиста. Составными компонентами профессиограммы являются требования к профессиональным знаниям и умениям, которые обеспечивают продуктивность деятельности в рамках соответствующей профессии. Описание профессии включает следующие характеристики: производственно-технические, социально-экономические, социально-психологические, санитарно-гигиенические. Профессиограмма учителя представляет собой качественно-описательную модель, квалификационную характеристику, определяющую объем и соотношение профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, способностей и свойств личности, необходимых учителю.
Информация о работе Педагогическая деятельность и ее гуманистические особенности