Педагогическая деятельность и педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в следующем: обосновать необходимость педагогической деятельности и педагогического общения в современном обществе.
В ходе написания данной работы важно решить несколько задач:
- дать научные определения понятиям «педагогическая деятельность» и «педагогическое общение»;
- проанализировать различные подходы к освоению педагогической деятельности и педагогического общения;
- рассмотреть проблематику и противоречия педагогической деятельности и педагогического общения;
- проанализировать педагогическую деятельность и педагогическое общение сотрудников ГОУ ВПО «ОГИМ».

Содержание

Введение (обоснование цели и задач предпринятого исследования в рамках выбранной темы) стр. 3
Часть 1 (раскрываются категории и основные научные понятия по заявленной теме) стр. 4
Часть 2 (анализируются теоретические основы обозначенной темы, различные научные подходы и существующие проблемы и противоречия (в виде концепций, моделей, систем, классификаций и т.п.) стр. 6
Часть 3 (рассматриваются факты и явления педагогической практики в рамках заявленной темы, высказываются собственные суждения о состоянии высшего образования в логике заявленной темы) стр. 8
Заключение (краткая характеристика представленных аспектов проблемы, а также самостоятельные выводы по материалу контрольной работы) стр. 9
Список использованной литературы (не менее 5 источников) стр. 10

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

Оренбургский институт (филиал)

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Тема:

«Педагогическая деятельность и

педагогическое  общение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение (обоснование цели и задач предпринятого исследования в рамках выбранной темы)                                                                            стр. 3

Часть 1 (раскрываются категории и основные научные понятия по заявленной теме)                                                                                           стр. 4

Часть 2 (анализируются теоретические основы обозначенной темы, различные научные подходы и существующие проблемы и противоречия (в виде концепций, моделей, систем, классификаций и т.п.)                         стр. 6

Часть 3 (рассматриваются факты и явления педагогической практики в рамках заявленной темы, высказываются собственные суждения о состоянии высшего образования в логике заявленной темы)                                        стр. 8

Заключение (краткая характеристика представленных аспектов проблемы, а также самостоятельные выводы по материалу контрольной работы)                                                                                                               стр. 9

Список использованной литературы (не менее 5 источников)      стр. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Педагогическую деятельность можно назвать одной из наиболее важных в жизни любого человека. Если бы в современном мире отсутствовала педагогическая деятельность, то человечество не могло бы достичь того уровня развития, к которому мы сегодня пришли в различных сферах человеческого бытия. Человек на протяжении всей своей жизни является объектом педагогической деятельности. В школе мы являемся объектом деятельности учителей, в средних и высших учебных заведениях – педагогов. Но и на этом не прекращается участие человека в педагогическом процессе. Осуществляя профессиональную деятельность, мы не раз должны пополнить «багаж» своих знаний, повышая квалификацию, меняя профиль работы, получая дополнительное или новое образование. Таким образом, мы снова и снова оказываемся в сфере педагогической деятельности, востребованной в любом обществе и являющейся одним из важнейших факторов социального и культурного развития человечества.

Несомненно, эффективность результатов педагогической деятельности находится в прямой зависимости от педагогического общения, от того насколько правильно построено это общение, от умения педагога правильно выстроить цепочку взаимодействия с объектом педагогической деятельности – учеником, студентом и т.д., полагаясь на свои знания и опыт в сфере педагогического общения. Учителя, преподаватели искусно применяющие в своей деятельности различные компоненты педагогического общения достигают наивысших результатов в обучении. Педагогическое общение позволяет обучающему вникнуть в психологический мир обучаемого, познать его индивидуальность, получить информацию о ценностных ориентирах личности, объяснить причины поступков и действий в различных ситуациях. Общение позволяет педагогу регулировать процесс взаимодействия с обучающимися. Педагогическое общение является одним из важнейших средств решения задач педагогического процесса.

Цель данной работы заключается в следующем: обосновать необходимость педагогической деятельности и педагогического общения в современном обществе.

В ходе написания данной работы важно решить несколько задач:

- дать научные определения понятиям «педагогическая деятельность» и «педагогическое общение»;

- проанализировать различные подходы к освоению педагогической деятельности и педагогического общения;

- рассмотреть проблематику и противоречия педагогической деятельности и педагогического общения;

- проанализировать педагогическую деятельность и педагогическое общение сотрудников ГОУ ВПО «ОГИМ».

 

Часть 1

Научные определения  понятий «педагогическая деятельность» и «педагогическое общение»

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой и т.д. [ист. 1, стр.5] Мы же рассмотрим деятельность педагогическую. Вот несколько научных определений педагогической деятельности:

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта.[7,стр 9]

Педагогическая деятельность — это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений, институтов повышения квалификации, учреждений дополнительного образования и т.д.). [ист. 1, стр.6]

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению.

Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая.

Научная педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

Научная деятельность изучает всю  совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.[8]

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психологи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения».

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в кружке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, родительское собрание, педсовет — это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педагог—воспитанник.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

Приведем определение понятия, данное В.А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [ист. 1, стр. 83-84]

А.А. Леонтьев дает следующее определение: педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

 

Часть 2

Структура и задачи педагогической деятельности

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно  осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательской, организаторской  и исследовательской. Эти функции  проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов.

Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. [ист. 3, стр.51]

 

 

Для осуществления педагогической деятельности необходимо иметь ясное представление о целях обучения, однако зачастую строят программу обучения, ориентируясь только на некоторые общие очертания цели. Такие цели ранее формулировались политиками, культурными деятелями, но не педагогами. Современная социокультурная ситуация и задачи образования требуют, чтобы описанием и проектированием целей обучения занимался педагог, педагог-методолог. Это необходимо, во-первых, потому, что современная производственно-практическая деятельность ставит часто очень определенные цели, задачи, которые Педагогика и психология высшей школы могут решить только специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление может проектировать очень эффективно учебные процессы, но оно требует от заказчика четких и определенных целей. В-третьих, современное технологическое общество быстро и интенсивно развивается и требует того же от систем обучения, т. е. требует слежения за профессиональным рынком сбыта, быстрого и систематического описания свойств человека, необходимого обществу, и оперативного проектирования под задачу учебных программ. В широком смысле, результатом такого телеологического мышления является проект человека, в более узком смысле — проект специалиста, т. е. должна быть описана и соотнесена друг с другом совокупность интеллектуальных функций, знаний, способностей, которые должны быть в наличии у будущего специалиста. [ист. 1, стр.58]

 

Проблема эффективности  общения

Проблема эффективности общения  приобрела в последнее время  большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Е. С. Кузьмина, В. В. Знакова, А. А. Леонтьева, А. А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И. А. Зимняя, Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.). Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений. [ист. 2, стр. 144]

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т. п. Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании студентов. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. [ист. 4, стр.73]

Роль преподавателя изменяется радикальным образом, и резко  возрастает роль студента, который  не только начинает самостоятельно планировать и осуществлять познавательную деятельность, но и впервые получает возможность достигнуть социально значимых результатов в этой деятельности.

Чтобы руководить процессом развития и формирования студентов вузов, необходимо правильно определять особенности свойств личности каждого из них, тщательно анализировать условия их жизни и деятельности, перспективы и возможности выработки лучших качеств. Без использования психологических знаний нельзя выработать всестороннюю подготовленность и готовность студентов к успешной профессиональной деятельности, обеспечить высокий уровень их обучения и воспитания, единство теоретической и практической подготовки с учетом профиля вуза и специализации выпускников. Это становится особенно важным в современных условиях, условиях кризиса общества, когда из сферы политики и экономики кризис перешел в область культуры, образования и воспитания человека. [ист. 3, стр.52]

Информация о работе Педагогическая деятельность и педагогическое общение