Педагогическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:46, контрольная работа

Краткое описание

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе.

Вложенные файлы: 1 файл

распечатать.пед.мастерство.....docx

— 19.08 Кб (Скачать файл)

В течение последних десятилетий  особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном  учреждении. Профессия педагога –  одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические  затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического  труда. Переход на личностно-ориентированные  модели образования обуславливает  повышение требований со стороны  общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. В  практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные психические  состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к  формированию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. 

(на  слайде)Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

Самое большое влияние  на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика  ближайшего окружения, с которым  вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.  

       Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.

 

Профессиональные  деформации личности:  

          Уровни деформации

1.Общепрофессиональный (делает работников одной профессии  узнаваемыми)

2. Специально  профессиональный 

           Особенности личности:

У педагогов -  синдром назидательности

У юристов  – синдром «асоциального восприятия

У руководителей  синдром вседозволенности 

       2. Каждая профессия имеет свой состав деформаций:

  • У прокурора – обвинительность
  • У следователя  - правовая назидательность
  • У адвоката – правовая изворотливость
  • У терапевта – угрожающие диагнозы
  • У хирурга - циничность

Что способствует профессиональной деформации?

  • Изменение мотивации трудовой деятельности
  • Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности
  • Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)
  • Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда
  • Утрата перспектив профессионального роста
  • Снижение уровня интеллекта специалиста
  • Акцентуации характера личности, которые проявляются в индивидуальном стиле деятельности

 

 

Возрастные изменения, связанные со старением 

  1.  Социальное старение:
  • Перестраивается мотивация
  • Слабеют интеллектуальные процессы
  • Изменяется эмоциональная сфера
  • Возникают дезаптационные формы поведения и др.

2.     Нравственно-этическое старение:

  • Навязчивое морализирование
  • Скептическое отношение к молодежной субкультуре
  • Противопоставление настоящего прошлому
  • Преувеличение заслуг своего поколения

3.     Профессиональное старение:

  • Не восприятие нововведений
  • Переоценка значения опыта своего поколения
  • Трудности освоения новых средств труда
  • Снижение темпа профессиональных функций и др.

 

  Уровни профессиональной  деформации педагогов

  • Общепедагогический: назидательность, догматичность, ригидность, неадекватная самооценка и др.
  • Типологический: говорливость, неумение слушать, контролерство
  • Спецефический: преувеличение значимости своего предмета
  • Индивидуальный: изменения происходящие со структурой личности. Проявляется в качествах: повышенная тревожность, социальная пассивность, лицемерие, эмоциональная сухость, морализация.

Стадии развития профессиональной  деформации педагогов

1.Стадия измененной  эмоциональности:

  • Монотония в поведении: оценивание, претензия на монопольное владение истиной, безальтернативное мышление, контроль, разъяснения в любых ситуациях;
  • «Государственное лицо», голос;
  • Гневливость или обидчивость;
  • Постоянная неудовлетворенность, раздражительность;
  • Неумение слушать;
  • Плохой сон, частые болезни, апатия.

2 стадия: многоплановых  изменений:

  • Признаки, относящиеся к 1 стадии;
  • Невозможность выполнять многофункциональные действия;
  • Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба)
  • Психолог Д. Гринберг приводит следующие советы, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее:
  • 1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
  • 2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
  • 3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».
  • 4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
  • 5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.
  • 6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.
  • «ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ  М. БЕРКЛИ-АЛЕН»                                                                        К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
  • 1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) .
  • 2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .
  • 3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
  • 4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
  • 5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
  • 6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
  • 7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
  • 8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.
  • 9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Информация о работе Педагогическая культура