В течение последних десятилетий
особенно острой стала проблема сохранения
психического здоровья педагога в образовательном
учреждении. Профессия педагога –
одна из наиболее энергоёмких. Для её
реализации требуются огромные интеллектуальные,
эмоциональные и психические
затраты. Стрессогенность заложена
уже в самой природе педагогического
труда. Переход на личностно-ориентированные
модели образования обуславливает
повышение требований со стороны
общества к личности преподавателя,
его роли в учебном процессе. В
практике образовательных учреждений
возникает проблема профессиональной
деформации как отражения личностных
противоречий между требуемой от
педагога мобилизацией и наличием внутренних
энергоресурсов, вызывающих достаточно
устойчивые отрицательные психические
состояния, проявляющиеся в перенапряжении
и переутомлении, что приводит к
формированию синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности,
возникновению невротических расстройств,
психосоматических заболеваний.
(на
слайде)Профессиональная деформация -
(ПД) - это психологические изменения, которые
начинают негативно влиять на профессиональную
деятельность и психологическую структуру
личности.
Самое большое влияние
на возникновение ПД, как утверждают
специалисты, оказывает специфика
ближайшего окружения, с которым
вынужден иметь дело профессионал,
а также специфика его деятельности.
Ежедневная работа на протяжении
многих лет по решению типовых задач не
только совершенствует профессиональные
знания, но и формирует профессиональные
привычки, определяет стиль мышления и
стили общения.
Профессиональные деформации личности:
Уровни
деформации
1.Общепрофессиональный
(делает работников одной профессии
узнаваемыми)
2. Специально
профессиональный
Особенности личности:
У педагогов
- синдром назидательности
У юристов
– синдром «асоциального восприятия
У руководителей
синдром вседозволенности
2.
Каждая профессия имеет свой состав деформаций:
- У прокурора – обвинительность
- У следователя - правовая назидательность
- У адвоката – правовая изворотливость
- У терапевта – угрожающие диагнозы
- У хирурга - циничность
Что способствует
профессиональной деформации?
- Изменение мотивации
трудовой деятельности
- Возникающие стереотипы
мышления, поведения и деятельности
- Эмоциональная
напряженность профессионального труда
(появляется раздражительность, тревожность,
нервные срывы и др.)
- Монотонность,
однообразие, жестко структурированный
характер труда
- Утрата перспектив
профессионального роста
- Снижение уровня
интеллекта специалиста
- Акцентуации характера
личности, которые проявляются в индивидуальном
стиле деятельности
Возрастные изменения,
связанные со старением
- Социальное старение:
- Перестраивается
мотивация
- Слабеют интеллектуальные
процессы
- Изменяется эмоциональная
сфера
- Возникают дезаптационные
формы поведения и др.
2. Нравственно-этическое
старение:
- Навязчивое морализирование
- Скептическое отношение
к молодежной субкультуре
- Противопоставление
настоящего прошлому
- Преувеличение
заслуг своего поколения
3. Профессиональное старение:
- Не восприятие
нововведений
- Переоценка значения
опыта своего поколения
- Трудности освоения
новых средств труда
- Снижение темпа
профессиональных функций и др.
Уровни профессиональной деформации
педагогов
- Общепедагогический: назидательность, догматичность,
ригидность, неадекватная самооценка
и др.
- Типологический: говорливость,
неумение слушать, контролерство
- Спецефический: преувеличение
значимости своего предмета
- Индивидуальный: изменения
происходящие со структурой личности.
Проявляется в качествах: повышенная тревожность,
социальная пассивность, лицемерие, эмоциональная
сухость, морализация.
Стадии развития профессиональной
деформации педагогов
1.Стадия измененной
эмоциональности:
- Монотония в поведении:
оценивание, претензия на монопольное
владение истиной, безальтернативное
мышление, контроль, разъяснения в любых
ситуациях;
- «Государственное
лицо», голос;
- Гневливость или
обидчивость;
- Постоянная неудовлетворенность,
раздражительность;
- Неумение слушать;
- Плохой сон, частые
болезни, апатия.
2 стадия: многоплановых
изменений:
- Признаки, относящиеся
к 1 стадии;
- Невозможность
выполнять многофункциональные действия;
- Изменение смысла
деятельности на противоположный (вместо
сотрудничества, взаимодействия с целью
развития - поиск врага, борьба)
- Психолог Д. Гринберг приводит следующие советы, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее:
- 1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
- 2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
- 3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».
- 4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
- 5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.
- 6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.
- «ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ-АЛЕН» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
- 1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) .
- 2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .
- 3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
- 4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
- 5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
- 6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
- 7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
- 8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
- 9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.