Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:52, реферат
Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
(СПбГИЭУ, ИНЖЭКОН)
Факультет туризма и гостиничного
хозяйства
Кафедра экономики и менеджмента
в туризме и гостиничном
Тема: Педагогическая мысль эпохи Возрождения
Санкт-Петербург
2013
Наиболее ярко педагогическая
мысль эпохи Возрождения
Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения
особенно выделяется Витторино да Фельтре
(1378–1446). В 1424 г. да Фельтре получил приглашение
в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем
детей падуанского герцога Гонзаго. Так
возникла знаменитая дворцовая школа
«Дом счастья», которой да Фельтре отдал
всю свою жизнь. Школа представляла собой
воспитательно-образовательное учреждение
пансионного типа, деятельность которого
была подчинена основной цели – гармоничному
развитию человека, его «тела, ума и характера». Особое внимание В. да Фельтре
уделял физическому развитию детей. С
этой целью проводились спортивные игры,
детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию,
стрельбе из лука, плаванию (рыцарское
воспитание). Среди форм и методов обучения
Витторино отдавал предпочтение тем, которые
наиболее полно раскрывали возможности
учащихся, активизировали их познавательную
деятельность – это игры, экскурсии, занятия
на природе и беседы с детьми. Вместе с тем школа В. да Фельтре
сохраняла сильный элемент религиозного
воспитания с ярко выраженным средневековым
аскетизмом. Немецкая педагогическая
мысль была представлена именем крупнейшего
гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние
распространялось далеко за пределы родины,
Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского)
(1469–1536). Начальное образование он получил
в монастыре, позже в Парижском и Оксфордском
университетах, где глубоко овладел языками
и литературой. Эразм Роттердамский оставил
след в истории как яркий публицист, высмеивающий
пороки современного ему общества («Похвала
глупости»). Определяя содержание обучения,
он на первое место ставит грамматику,
далее следуют история и литература, география
и естествознание.
Эразм Роттердамский резко протестует
против суровой школьной дисциплины, побоев,
требует, чтобы учение доставляло ребенку
радость и удовольствие. Он настаивает,
чтобы образование было доступно и мужчинам,
и женщинам, особое место в образовании
женщин должны занимать классические
языки.
Французский гуманизм эпохи Возрождения
представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553).
Писатель, гуманист, яркая и неординарная
личность Ф. Рабле выразил педагогические
идеи в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»,
в котором он резко осудил средневековую
школу за ее формальный и чисто словесный
характер, за схоластические методы обучения
и противопоставил ей программу воспитания
«свободного и благонравного человека»
эпохи Возрождения. В основу педагогической
теории Ф. Рабле было положено его убеждение
в том, что человек от природы, вне зависимости
от происхождения предрасположен к добру,
поэтому гуманистические ценности могут
отражаться в образовании и передаваться
из поколения в поколение. Ведущее место
в программе обучения отводится древним
и новым языкам, открывающим путь к постижению
произведений античных авторов, научному
анализу библейских текстов. Поэтому в
романе Гаргантюа изучает греческий, латинский,
арабский, еврейский языки, «незнание
которых непростительно для всякого, желающего
слыть образованным человеком». Ф. Рабле
развивал идею индивидуального образования,
поскольку обучение, осуществляемое путем
индивидуальных занятий воспитателя с
учеником, позволяет решить задачу соединения
образования и нравственного воспитания.
Позднее глобальные идеи Ф. Рабле были
развиты в теориях М. Монтеня, Я.А. Коменского,
Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
Английская гуманистическая педагогическая
мысль была представлена сочинениями
философа, общественного деятеля, писателя,
политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего,
в частности, роман «Утопия», в котором
все граждане, населяющие город, обязательно
участвуют в общественном труде, совмещенном
со всеобщим образованием. Т. Мор высказал
мысль о необходимости всеобщего, равного
для всех государственного образования
на родном языке, в котором должны сочетаться
схоластические знания и реальные дисциплины.