Педагогическая наука и педагогическая действительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:19, контрольная работа

Краткое описание

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводило к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)
  1. Педагогическая наука и педагогическая действительность.

 

Педаго́гика  — наука о воспитании и обучении человека.

 

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

 

Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка  действительности, который она изучает. Эти функции взаимосвязаны. Так, предпосылкой для предсказания (прогностической функции) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях. Объяснение, например, неэффективности того или иного метода обучения можно дать на основании описания фактов, когда его применение не приводило к усвоению учениками конкретного учебного материала.

Задачи педагогики:

 

1. Определение и изучение закономерностей  в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

 

2. Изучение и обобщение педагогического  опыта. Теоретическое обоснование  и научная интерпретация передового  педагогического опыта, выявление  в инновациях того, что может  быть перенесено в массовую педагогическую практику, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном процессе.

 

3. Прогнозирование дальнейшего  развития образовательных систем. Создание теоретических моделей  предполагаемого развития образовательной инфраструктуры, необходимых для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

 

4. Разработка новых методов,  средств и форм обучения и  воспитания. Решение этой задачи  во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования.

 

5. Внедрение результатов педагогических  исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).

 

 

Педагогическая действительность -- это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука -- это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

 

К числу основных требований системного подхода относятся:

 

- выявление зависимости каждого  элемента от его места и  функций в системе с учетом  того, что свойства целого несводимы  к сумме свойств его элементов;

 

- анализ поведения системы из-за  особенностей ее элементов и  свойств, структуры;

 

- исследование механизма взаимодействия  системы и среды;

 

- изучение характера иерархичности  в данной системе;

 

- многоаспектный охват системы;

 

- динамизм системы, представление ее как развивающейся целостности.

 

  1. Профессиональная педагогика как отрасль педагогического знания.

 

Под профессиональной педагогикой следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

 

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду, но и вся целостная система образования.

 

Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля, а также педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования. В эту систему включены учебные планы, программы, методические материалы, в которых обозначены цели образования на том или ином уровне, его содержание, возможные методы, средства и организационные формы.

Профессиональная педагогика, как  отрасль научных знаний и ветвь  общей педагогики решает следующие задачи.

 

Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования  и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.

 

Обоснование сущности, аспектов и  функций профессионального образования.

 

Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

 

Анализ современного состояния  и прогнозирование развития профессионального  образования в нашей стране и  за рубежом.

 

Выявление закономерностей профессионального  обучения, воспитания и развития личности.

 

Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального  образования.

 

Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального  образования.

 

Определение принципов, методов и  способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

 

  1. Основные категории общей и профессиональной педагогики: определения и характеристики.

Педаго́гика  — наука о воспитании и обучении человека.

Под профессиональной педагогикой следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду, но и вся целостная система образования.

 

Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля, а также педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования

 

  1. История развития профессионального образования в России.

 

 

Учитывая, что зарождение профессиональной подготовки прямо связано с тысячелетней историей самой страны, выделим два больших временных периода:

 

- становление профессионального  образования на Руси и в  России (VI — конец XIX в.);

 

- развитие системы профессионального  образования в России (с 1888 г.  до революции 1917 г.).

 

В каждом из этих периодов были свои этапы, напрямую связанные с социально-экономическим развитием общества.

содержание  образования, его целевые установки  на каждом этапе общественного развития отражают ведущие тенденции социально-экономического прогресса. На предшествующем этапе  эволюционный характер общественного развития обусловливал относительное постоянство структуры и содержания образования. А к условиям научно-технической революции темпы обновления техники и технологии, всей совокупности средств и методов общественного производства обгоняют темп смены поколений и изменяются цели и направленность всей системы образования, и прежде всего трудовой и профессиональной подготовки учащейся молодежи. Раньше знания, общетрудовые специальные умения, приобретенные во время обучения, не теряли своего значения на протяжении всей профессиональной деятельности человека. Теперь подвижность, изменчивость характера профессиональной деятельности требует профессиональной мобильности, гибкости участника производства, готовности его к перемене труда, к постоянному повышению уровня общей и профессиональной культуры.

 

В системе  непрерывного образования, формирующейся  в соответствии с требованиями научно-технического и социально-экономического прогресса, одна из коренных проблем - обеспечение  всеобщей профессиональной подготовки подрастающего поколения. Вместе с тем это социально-экономическая проблема, так как интенсивность развития общества во многом зависит от уровня образованности работника, от его профессиональной компетентности и добросовестности в труде.

 

В этой связи  можно сделать следующие выводы:

 

- научно-техническая  революция привела к коренным  изменениям в структуре всех  профессий, а следовательно, и  в профессиональной направленности  учебных заведений;

 

- претерпели  изменения учебные планы и  программы (возросла доля общеобразовательных дисциплин, повысился теоретический уровень профессиональных курсов, что создало предпосылку для установления вертикальных связей в системе профессионального образования);

 

- возрос  образовательный ценз многих  профессий: появились профессии, требующие среднего и высшего уровней образования, т.е. возросла доля высококвалифицированного труда и существенно снизилась доля ручного и низкоквалифицированного труда;

 

- повысились требования к преподавательским  кадрам, методическому, материально-техническому  обеспечению учебного процесса, формам и методам его организации.

 

Рассмотрение исторических аспектов развития профессионального образования  в России позволяет сделать вывод о том, что непрерывность образования является одним из важнейших условий эффективности подготовки кадров. В разные периоды истории России в зависимости от экономических и социально-политических условий уделялось определенное внимание этой проблеме или ее предавали забвению.

 

5.Характеристика  системы  профессионального образования  в современной России

Успехи системы образования  в СССР общепризнанны. После Великой  Октябрьской социалистической революции  наблюдался невиданный в истории  порыв к знаниям самых широких народных масс. Демократическая система образования обусловила достижения нашей страны в космосе, в ядерной физике и в других областях науки и техники.

 

Однако сложившаяся однажды  система образования без постоянного  совершенствования не может  в условиях научно-технической революции обеспечить решение новых научных и практических задач. Необходимо систематически изучать систему образования, в частности ее роль в воспитании молодежи, в воздействии на социальную структуру общества, социальную мобильность населения, и планировать социальные изменения в этой области на перспективу.

 

Совершенствование системы высшего  профессионального образования  крайне необходимым. Не внешней структуры, а внутреннего содержания.

 

у современного образование огромное количество проблем в таких как:

 

- качество подготовки специалиста

 

- востребованности на рынке  труда

 

- комертизация образования

 

- непрестижности профессии учителя,  преподавателя

 

- отсутствие технического оснащения 

 

- проблемы стипендий

 

- оплаты труда

 

- отсутствие возможности получать  опыт работы за границей.

 

И это далеко не все проблемы, а  лишь часть их. Именно исходя из этих проблем необходимо строить дальнейшие планы по усовершенствованию современной  системы образования, а не бессмысленно копировать западные модели системы образования.

 

6.Характеристика системы  профессионального образования  за рубежом (на выбор студента).

США

 

Американские студенты, как считается, лучше подготовлены к реальной жизни, поскольку не тратят время и силы на предметы, которые никогда не пригодятся им в выбранной профессии, а определенную специализацию на весь период учебы - от школы до университета - получают с достаточно раннего возраста. Российские школы не дают ученикам возможности делить предметы на преподаваемые в большем или меньшем объеме, напротив, американская система с девятого класса предоставляет свободу в выборе предметов, по которым нужно набрать наибольшее количество кредитов для поступления в вуз. Также в американской школе можно выбрать несколько вариантов одного и того же предмета, например, Algebra I и Algebra II. Отличаются эти два курса количеством занятий и сложностью материала.

Особенности образования

 

Местные колледжи, технические и  колледжи начального образования предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете и могут вести к получению степени по результатам четырехгодичного обучения в колледже. Кроме того, особенностью местных колледжей является то, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, которые дают студентам специальность. Поскольку их задачей является дать возможность образования любому желающему, местные колледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основным требованиям, и предлагают широкий выбор возможностей при сравнительно низкой стоимости обучения.

Дипломы

 

Выпускники местных колледжей  и колледжей начального образования  получают дипломы об успешном окончании  двухлетней программы обучения, а  также удостоверения по окончании  более краткосрочных программ технического обучения или диплом о начальном высшем образовании.

Информация о работе Педагогическая наука и педагогическая действительность