Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:19, реферат
Безусловно, западно-европейская педагогика берет свое начало в античной эпохе. И обращение к истокам парой дает нам ответы на многие вопросы, возникающие в современности. Система образования претерпевала с течением эпох не одну реформу, как и философия с астрономией, но классической считается наука именно эпохи античного мира.
Обращение к классическим образцам, простым и логичным является актуальной темой при изучении научного знания и его эпохального развития.
Введение
Глава 1. Педагогическая практика Древней Греции
1.1 Зарождение античной педагогической традиции
1.2 Спартанское воспитание
1.3 Афинское воспитание
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Глава 1. Педагогическая практика Древней Греции
1.1
Зарождение античной
1.2 Спартанское воспитание
1.3 Афинское воспитание
Заключение
Литература
Введение
Безусловно, западно-европейская педагогика берет свое начало в античной эпохе. И обращение к истокам парой дает нам ответы на многие вопросы, возникающие в современности. Система образования претерпевала с течением эпох не одну реформу, как и философия с астрономией, но классической считается наука именно эпохи античного мира.
Обращение к классическим образцам, простым и логичным является актуальной темой при изучении научного знания и его эпохального развития.
Целью данной работы является раскрытие системы принципов воспитания в Древней Греции и их направлений.
Практической значимостью данной работы является то, что материалы собранные автором можно использовать как методический материал для изучения педагогической традиции Древней Греции в старших классах общеобразовательных школ, педагогических техникумах.
Глава 1. Педагогическая практика Древней Греции
1.1
Зарождение античной
Античное общество (VII в. до и. э. -V в. н. э.) по праву считается колыбелью европейской цивилизации, сыгравшей выдающуюся роль в истории человечества. Огромен вклад древних греков и римлян в развитие педагогики. Они выявили, систематизировали и сформулировали на теоретическом уровне, предложив оригинальные варианты и практические решения', большинство «вечных» вопросов воспитания и обучения, которые волновали лучшие умы на протяжении последующих столетий. Уникальность античной педагогической теории и практики и ее значение во все мирном историко-педагогическом процессе в большой мере определялось своеобразием античного общественного устройства.
Античное воспитание носило ярко выраженный общественный характер. Античный город-государство (полис, цивитас) представлял собой коллектив полноправных граждан -- земельных собственников, избиравших городские власти. Полис обеспечивал эксплуатацию рабского труда, регулировал внутреннюю и внешнюю торговлю, стимулировал развитие ремесла и строительства за счет государства, устраивал празднества и театральные представления. Государственная собственность как таковая была невелика по размерам, и основной приток средств обеспечивался активным участием в общественной жизни самих граждан полиса. Они должны были жертвовать определенной частью своего имущества и времени в пользу города, что предполагало соответствующие установки в общественном сознании и воспитании.
Идеальные герои греческого эпоса -- Геракл, совершающий труды и подвиги ради людей, Гектор, защищающий родной город от врагов, Ахилл, для которого вечная слава и память потомков важнее спокойной и безопасной жизни, неутомимый скиталец Одиссей, преодолевающий все препятствия на пути к род ной Итаке, -- это личности, своими делами утверждающие себя и свое право на уважение в обществе. Идеал самоутверждения и стремления к первенству в соревновании с другими, к тому, что бы, как сказано в «Илиаде», «всегда быть лучшим и превосходить других», лег в основу античного воспитания. Наиболее вы разительно он был сформулирован в эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н. э.), и сам Гомер в глазах греков всегда оставался «воспитателем Эллады».
Идеал самоутверждения в борьбе за признанные обществом ценности обеспечивал активное участие граждан в жизни родного города, готовность пожертвовать многим ради его интересов и благополучия.
Изучение гомеровских поэм, музыки (игра на лире, пение, танцы) и занятия физическими упражнениями составляли основное содержание традиционного образования в архаический период греческой истории (VIII-VI вв. до н. э.). Предусматривалось также обучение чтению и письму. Занятия спортом -- борьба, бег, прыжки, скачки на колесницах и др., которые завершались каждые четыре года общегреческими олимпийскими играми, -- не только подготавливали будущих граждан к военной службе, но и сами по себе являлись воплощением агонистического (соревновательного) идеала древнегреческой педагогики.
В архаическую эпоху происходит становление полиса и связанной с ним системы воспитания. На смену колесницам и отдельным поединкам знатных воинов приходит фаланга, действовавшая в сомкнутом строю и представлявшая гражданский коллектив полиса на поле боя. Крестьяне и новые торгово-ремесленные слои населения утверждают свои политические права в борьбе с родовой аристократией. Неотъемлемой частью их является право на связанное с полисными традициями воспитание, которое раньше было достоянием отдельных аристократических семей. В этих условиях с VII-VI вв. до н. э. по всей Греции распространяются школы: индивидуальное образование сменяется коллективным. Школы не только обеспечивают возросшие потребности общества в образованных людях, но и становятся важным средством приобщения подрастающих поколений к полисной идеологии, выступая свидетельством утверждающейся цивилизации с возможностью выделения досуга и профессионализацией разделенного на сословия населения.
Зарождение принципиально новых оригинальных подходов к постановке и решению вое питательно-образовательных проблем начинается на Западе в эпоху так называемого «культурного переворота» VII-V вв. до н. э. В древнегреческих городах-государствах на фоне расцвета торговли, ремесла и сельского хозяйства, упрочения рабовладельческих отношений, возрастания политической активности свободного населения произошел подтаем в раз витии духовной жизни людей. Именно в эту эпоху в античной Греции расширяются личные свободы полноправных граждан по лисов, утверждаются моральные нормы, ставящие в центр интересы индивида и пытающиеся обеспечить их гармоническое сочетание с интересами коллектива, усиливается ориентация на достижение личного успеха, на прагматическое отношение к утвердившимся стандартам поведения и мышления, к «установлениям предков», к традициям, уходящим в глубь веков. Все начинает подвергаться сомнению, идеалы и ценности соотносятся с практической пользой и реальными результатами. Система социального наследии начинает во все возрастающей степени обнаруживать тенденцию к творческому, преобразующему воспроизводству культуры. Свободное творчество становится нормой жизни, признанной социальной ценностью, целью и смыслом человеческой деятельности.
Культурный переворот в древней Греции VII-V вв. до н. э., охвативший все сферы социального и духовного бытия, не имел религиозного или религиозно-философского характера. В этом отношении он был отличен от коренных социокультурных сдвигов, происходивших в то время на Востоке и нашедших свое выражение в развитии феномена пророчества в палестинском иудаизме, зороастризма в Персии, буддизма и обновленного индуизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. Культурный переворот в античной Греции опирался на светское и рациональное видение мира, расшатывая традиционные основы социального бытия и стимулируя эмансипацию сознания. На Западе зарождались основы цивилизации, кардинально не совпадающие с восточными традициями и ориентированные на преодоление стереотипов, свободное творчество, независимую личность, рационализм, достижение практического успеха.
1.2 Спартанское воспитание
Массовая древнегреческая воспитательная практика была представлена двумя «базовыми» моделями, нашедшими свою последовательную реализацию в Спарте и Афинах -- наиболее значимых полисах античной Эллады. Значение полисной солидарности, сплоченности гражданского коллектива в эпоху культурного переворота очень велико из-за внутренних раздоров, усиления социальной борьбы и угнетения неполноправных слоев.
Особенно острым было положение в Спарте, государстве на юге Греции. В результате захватнических войн значительная часть населения достаточно обширного региона была превращена в прикрепленных к земле рабов-илотов. Илоты всегда были готовы восстать против поработителей-спартанцев. Чтобы держать их в повиновении, нужно было полностью использовать политические возможности города-государства, а для этого -- максимально активизировать участие граждан в жизни полиса.
Спартанское воспитание было государственным: с семи лет частично, а с 12 лет полностью мальчики были оторваны от семьи и до 30 лет вели казарменную жизнь. Против илотов требовалась хорошо обученная военная сила, тем более что число самих спартанцев было невелико (в V в. до н. э. количество полноправных граждан мужского пола не превышало несколько тысяч человек). Спартанское воспитание имело своей целью подготовку мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов. Уже при рождении дети подвергались беспощадному отбору -- наименее здоровых обрекали на смерть. От мальчиков, объединенных в составленные по возрасту отряды, требовалось беспрекословное повиновение командирам из числа более старших ребят (15-20 лет). Их приучали довольствоваться самой скромной пищей, ходить босиком (даже зимой), спать они должны были на жестких подстилках из тростника, который ломали своими же руками. Полуголодные дети нередко должны были сами добывать себе пропитание воровством, проявляя при этом незаурядную ловкость -- если они попадались, их жестоко наказывали (за не умение). Их обучали владеть оружием, развивали у них силу и выносливость с помощью борьбы, бега, метания копни. Обучение грамоте ограничивалось самыми элементарными навыками чтения и письма -- обнаруженные археологами спартанские надписи полностью игнорируют правила орфографии. Зато достаточно развито было музыкально-поэтическое образование, во многом опиравшееся на устную героическую поэзию и соответствовавшие ей суровые мелодии. У детей развивали сообразительность, умение выражать свои мысли аргументировано, сжато, в яркой, за поминающейся форме (так называемый лаконический стиль; Лакония -- другое название Спарты).
Воспитание женщин во многом напоминало воспитание мужчин: и здесь большое внимание также уделялось физическому развитию -- считалось, что у здоровых, мужественных женщин будут рождаться здоровые дети. Семья в Спарте не являлась ячейкой общества, ее роль была низведена к минимуму, зато в воспитании принимали участие все взрослые граждане, особенно старики. По словам Плутарха, в Спарте «всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков, так что всегда находилось, кому вразумить и наказать провинившегося».
Незначительная роль семьи в жизни спартанского общества и в системе спартанского воспитания обусловливалась высоким уровнем развития общинного начала. Спартанское воспитание было подчинено единственной цели: обеспечить сплоченность гражданского коллектива и успех его действий по преодолению сопротивления илотов. Каждый год спартанские власти объявляли священную воину илотам: в этот период входившие в отряды 14-15-летние спартанские подростки имели право убивать самых сильных и смелых из илотов.
Несмотря на жестокость и прагматизм, спартанская система воспитания оказалась в конечном счете неэффективной даже в военном и политическом отношении. Военные успехи Спарты лишь ускорили процесс разложения спартанского общества. В IV в. до н. э. появление наемных армий привело к утрате спартанского преимущества в области воинской выучки. Причиной упадка Спарты, по мнению Аристотеля, являлось отсутствие у спартанцев культуры досуга, широкой гуманистической образованности. Высокоспециализированное спартанское воспитание, подавлявшее личность в человеке, развивая его физическую природу, терпело неудачу там, где человек должен был проявить себя как индивидуум.
1.3 Афинское воспитание
Иной вариант развития полисной системы воспитания представляет афинское общество классического периода (V в. до и. э.). Афины были одним из самых могущественных государств Греции, главным противником Спарты. Афинское государство строилось на принципах демократии рабовладельцев: верховная власть принадлежала народному собранию, в котором заседали все свободные и полноправные граждане мужского пола. Широкое участие в общественной жизни принимало ремесленно-торговое население Афин -- на устройство общественных зрелищ и празднеств, на плату за посещение народного собрания, суда и театра уходила значительная часть государственных средств. С другой стороны, многие общественные обязанности исполнялись богатыми гражданами за свой счет.
Афинская демократия была настоящей системой политического воспитания, основанной не на подавлении индивидуальных различий (как в Спарте), а на большем стимулировании развития индивидуальных способностей и их использовании на благо государства с помощью демократических институтов, предполагавших открытое и систематическое обсуждение политических вопросов, борьбу мнений и культуру устной речи.
Каждый афинский гражданин в принципе считался способным, а иногда и обязанным участвовать в прениях на народ ном собрании, дать отчет об отправлении городской должности (этих должностей были сотни, и большинство на них заполнялось по жребию, так что каждый афинянин в течение своей жизни не однократно оказывался в роли должностного лица). Насущная потребность разрешения политических проблем заставляла афинян интенсивно искать ответ на вопрос о том, как достигается и поддерживается образцовое поведение -- «арете», и каким должно быть ведущее к арете воспитание -- «пайдейя».
В центре афинской системы воспитания стояла личность с выраженной индивидуальностью, способностью к творчеству. Процесс ее формирования был ориентирован на идеал «калокагатии», объединившей в себе эстетические и физические достоинства, телесное и духовно-нравственное совершенство. Понятие «калокагатня» включало в себя, с одной стороны, красоту и силу, а с другой -- справедливость, целомудрие, мужество. Идеалом афинского воспитания была не анархически свободная личность, а человек, способный продуктивно и добросовестно исполнять свои гражданские обязанности и сочетающий в себе индивидуальное и коллективное, личностное и общественное.
До 7 лет ребенок воспитывался на женской половине дома матерью, а в состоятельных домах -- кормилицами. Затем мальчики начинали посещать мусическую школу, где их обучали грамоте и счету, знакомили с греческой поэзией и драматургией (Гомер, лирики, Еврипид и др.), учили игре на лире и пению. Детей состоятельных родителей повсюду сопровождал «педагог» -- «дядька» из числа пожилых домашних рабов, который должен был следить за поведением и учебой ребенка.
Несколько позже начинались интенсивные занятия физическими упражнениями (бег, борьба, кулачный бой, метание копий, диска и др.) в гимназических школах -- гимнасиях и пале страх. Среди детей часто устраивались спортивные и музыкальные состязания.
Образование заканчивалось двухлетней военной службой -- афебией (18-20 лет). Первый год эфебы проводили в афинских гимнасиях, занимаясь физической и военной подготовкой, затем получали оружие и год служили на границе или в крепостях.
В неимущих семьях дети, как правило, позже начинали обучение и раньше бросали школу, чтобы помогать родителям зарабатывать на жизнь. Тем не менее, даже самые бедные свободные афиняне обладали элементарной грамотностью.
Девочки получали образование на женской половине дома: кроме рукоделия (прядения и ткачества) и управления домашним хозяйством, их учили грамоте и пению. Во многих греческих го родах были школы для девочек. Не исключено, что они имелись и в Афинах, однако сведения об этом практически отсутствуют. Афинские женщины вели замкнутый образ жизни, их участие в общественных делах было незначительно.