Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 17:35, реферат
Образование как объект педагогической психологии. Образование в современном мире. Образование как многоаспектный феномен. Образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система. Образование как процесс. Образование как результат.
Основные тенденции современного образования: система непрерывного образования, индустриализация образования, переход к развивающим, активизирующим, интенсифирующим, игровым методам; развитие коллективной познавательной деятельности; перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность ученика (студента).
1. Объект, предмет и задачи педагогической психологии
Образование как объект педагогической психологии. Образование в современном мире. Образование как многоаспектный феномен. Образование в общекультурном контексте. Общеметодологический смысл понятия «образование». Образование как система. Образование как процесс. Образование как результат.
Основные тенденции
Предмет педагогической психологии. Различные подходы к определению предмета педагогической психологии (В.А. Крутецкий, Т.В. Габай, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя). Место педагогической психологии в системе наук о человеке. Связь педагогической психологии с педагогикой, общей психологией, возрастной психологией, социальной психологией, частными методиками. Задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
Проблемы педагогической психологии. Учет в обучении и воспитании сензитивных периодов в жизни ребенка, обеспечение связи между педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием; сочетание общего и возрастного в обучении и воспитании. Характер связей между генотипической и средовой обусловленностью развития; психологическая готовность к школе; обеспечение индивидуализации обучения; социальная адаптация и реабилитация.
История педагогической психологии. Возникновение педагогической психологии. Первые попытки применения психологических знаний в педагогике. Психолого-педагогические проблемы в работах выдающихся ученых-педагогов древности. Особенности решения психолого-педагогических проблем в XVII – XVIII веках (Я. Коменский, И. Песталоцци, И. Гербарт, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский). Объективные предпосылки формирования педагогической психологии. Развитие педагогической психологии с конца XIX в. до середины XX века. Экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер), развития детской речи (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В. Штерн), развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори. Возникновение педологии, ее предыстория и судьба в России (Дж. М. Болдуин, Э. Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский). Принципы педологии. Состояние педагогической психологии во второй половине XX века (В. Оконь, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, И.И. Ильясов). Возникновение суггестопедии, суггестологии Г.К. Лозанова, интенсивных методов обучения иностранному языку, контекстного обучения, концепций, связывающих обучение, исследование и развитие.
2. Основные методологические принципы и методы педагогической психологии
Понятие о методологии науки. Соотношение методологических принципов, теории, методов и методик исследования.
Основные методологические принципы. Принцип детерминизма в педагогической психологии. Методологический принцип единства сознания и деятельности. Принцип развития в педагогической психологии. Обучение и развитие. Концептуальные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития (У. Джеймс, З. Фрейд, П.П. Блонский, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Разработка Л.С. Выготским теоретических предпосылок развивающего обучения. Основные линии психического развития в учебном процессе. Зона актуального развития, зона ближайшего развития, их показатели. Роль обучения и воспитания в развитии личности. Противоречия и их разрешение в обучении и воспитании. Системный подход в педагогической психологии. Понятие учебно-воспитательного процесса как системы (Б.Г. Ананьев). Диалогическая методология в педагогической психологии (М.М. Бахтин, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш, А.Б. Орлов). Диалог как принцип и метод изучения человека.
Методы исследования в педагогической психологии. Классификация методов. Источники информации как основания методов педагогической психологии. Психолого-педагогический эксперимент как метод педагогической психологии. Естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). Обучающий и воспитывающий эксперименты. Развитие принципов и технологий формирующего (генетико-преобразующего) эксперимента. Анкеты и их виды. Беседа. Опрос. Анализ продуктов деятельности. Наблюдение. Тесты и особенности их использования. Проективные тесты. Методы обработки и интерпретации данных исследования. Основные этапы психолого-педагогического исследования. Использование результатов исследования в практической деятельности.
3. Психология обучения
Различные подходы к определению научения и учения, соотношение понятий «научение», «учение», «обучение». Проблемы теории научения. Классификация типов научения (ассоциативное, интеллектуальное). Виды научения: импритинг, условно-рефлекторное научение, оперантное научение, викарное научение, вербальное научение. Психологические теории научения: ассоциативные, условно-рефлекторные, операциональные, знаковые. Бихевиоральные законы научения.
Понятие об обучении. Характеристики обучения (Л.Б. Ительсон). Цели и задачи обучения. Типы обучения.
Обучаемость (Б.Г. Ананьев, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова), ее виды, уровни, факторы.
Психологические
основы образовательных технологий. Пс
Организация процесса обучения и этапы формирования познавательных действий. Концепция формирования умственной деятельности (П.Я. Гальперин). Понятие о типах ориентировочной основы действий. Эффективность различных типов ориентировки и развивающего потенциала учения.
Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения.
Психологические аспекты компьютеризации обучения.
Психология учебной деятельности.
Трактовки понятия «учебная деятельность» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Уровневый анализ учебной деятельности. Проблемы теории учебной деятельности. Предмет и свойства учебной деятельности.
Общая структура учебной деятельности. Мотивы учения, их виды и уровни. Содержательные и динамические характеристики мотивов учебной деятельности. Формы проявления мотивов учения. Виды, уровни целей в учебной деятельности. Характеристика учебной задачи. Способы решения задачи; особенности учебной задачи, психологические требования к учебной задаче; учебная задача и проблемная ситуация; этапы решения задачи в проблемной ситуации.
Учебные действия, их параметры. Практические действия. Умственные действия. Формирование умственных и практических действий.
Содержание учебной
Контроль и
оценка в структуре учебной
Результаты учебной
Возрастные особенности
учебной деятельности. Подготов
4. Психология воспитания
Теоретико-методологические проблемы воспитания в современных условиях.Междисциплинарный подход к воспитанию. Сравнительный анализ воспитания и обучения. Основные понятия психологии воспитания: формирование, становление, воспитание, социализация. Цель, закономерности, содержание, принципы, механизмы воспитания. Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А.Г. Асмолову). Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К. Оллред).
Методы воспитания. Психологические условия эффективности методов воспитания. Виды влияния в воспитании (определение, средства влияния).
Социально-психологические аспекты воспитания. Условия социализации личности (макрофакторы, микрофакторы, мезофакторы). Психология воспитательной среды (Л.С. Выготский). Нарушения социализации. Предупреждение и преодоление дидактогений у школьников. Трудновоспитуемость. Стадии развития асоциального поведения (А.И. Невский). Прямые и косвенные десоциализирующие влияния. Роль коллектива в воспитании. Пути снижения отрицательного и усиление положительного влияния коллектива на личность. Психологические условия эффективности воздействия коллектива на личность.
Воспитание в семье. Порядок появления ребенка в семье и его влияние на формирование личности. Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности. Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка.
Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Период от зачатия до момента рождения. Младенческий возраст. Воспитание в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). Воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте (воспитание в игре и учении). Воспитание подростков и юношей (в общении со сверстниками и взрослыми, через средства массовой информации и культуры).
Воспитание и самовоспитание. Приемы самовоспитания. Методы самовоспитания.
5. Психологические основы труда учителя
Общая характеристика педагогической деятельности. Понятие о педагогической деятельности. Проблемы педагогической деятельности. Противоречия педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина). Системогенез педагогической деятельности. Педагогический опыт, компетентность, мастерство. Функции педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская). Уровни результативности деятельности учителя (Н.В. Кузьмина).
Общая характеристика стиля педагогической деятельности (содержательные, динамические, результативные характеристики). Функции индивидуального стиля педагогической деятельности. Стили деятельности учителей по А.К. Марковой, А.Я. Никоновой и по В.Н. Сорока-Росинскому.