Педагогическая рефлексия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 06:49, творческая работа

Краткое описание

Понятие рефлексии.
Виды педагогической рефлексии.
Формы рефлексии.
Функции рефлексии.
Каковы критерии педагогической рефлексии

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 85.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
  
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
   
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
"Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет" 
(ФГБОУ ВПО "АмГПГУ")
 

Презентация по дисциплине основы педагогического  мастерства

На  тему педагогическая рефлексия. 

    Выполнила:

    Мельникова  Дарья Андреевна

    Проверила:

    Фалахеева Татьяна Дмитриевна

Содержание 

    1. Понятие рефлексии.
    2. Виды педагогической рефлексии.
    3. Формы рефлексии.
    4. Функции рефлексии.
    5. Каковы критерии педагогической рефлексии?

Понятие рефлексии 

     В кратком  психологическом словаре понятие  рефлексии дается так: рефлексия  (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

     Рефлексия  - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

    По исследованию Л.А.Карпенко.

     Рефлексия  – способность взрослого анализировать  свою воспитательную деятельность  и прогнозировать результаты  влияния на ребёнка. рефлексирующий педагог – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии". 

Виды  педагогической рефлексии 

     Отечественные  ученые С.В.Кондратьева, Б.П.Ковалев  предлагают виды рефлексии в  процессах педагогического общения: 

    1.Социально-перцептивная  рефлексия, предметом которой  является переосмысление, перепроверка  педагогом собственных представлений  и мнений, которые у него сформировались  о детях в процессе общения  с ними.

    Упражнение  «Моё педагогическое кредо»

     Педагогам  необходимо сформулировать девиз,  создать образ, символ, эмблему  своей педагогической деятельности  – рисунок, четверостишие, схема,  жест, пословица, пантомима и т.д.

    Проективное рисование  «Я педагог»

     Педагоги  на альбомных листах изображают  себя в своей профессии. После  окончания работы проводится  обсуждение.

     Вопросы  для обсуждения:

    Что Вы можете сказать  об особенностях изображённого человека?

    Что Вы можете сказать  о личностных особенностях изображённого  человека?

    Какими достоинствами  обладает изображённый человек (профессиональные, личностные)?

    Что бы Вы пожелали изменить в себе изображённому человеку (профессиональные качества, личностные качества)? 
     

    2.Коммуникативная  рефлексия заключается в осознании  субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему  другие ("Я – глазами других").

    Упражнение  « Автопортрет»

     Цель упражнения: - формирование умений распознавания  незнакомой личности, - развитие  навыков описания других людей  по различным признакам. 

     Представьте  себе, что вам предстоит встреча  с незнакомым человеком и нужно,  чтобы он узнал вас. Опишите  себя. Найдите такие признаки, которые  выделяют вас из толпы. Опишите  свой внешний вид, походку,  манеру говорить, одеваться; может  быть вам присущи обращающие  на себя внимание жесты. 

     Работа происходит  в парах. В процессе выступления  одного из партнеров другой  может задавать уточняющие вопросы,  для того, чтобы "автопортрет"  был более полным. На обсуждение  в парах отводится 15-20 минут. 

     По окончанию  задания участники садятся в  круг и делятся впечатлениями

    3.Личностная  рефлексия – осмысление собственного  сознания и своих действий, самопознание.

    Упражнение  «Три имени»

     Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание.

     Каждому  участнику выдается по три  карточки. На карточках нужно  написать три варианта своего  имени (например, как вас называют  родственники, сослуживцы и близкие  друзья). Затем каждый член группы  представляется, используя эти имена  и описывая ту сторону своего  характера, которая соответствует  этому имени.

    Упражнение  «Без маски»

     Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой  закрепощенности; 

    - формирование  навыков искренних высказываний  для анализа сущности "я".

     Каждому  участнику дается карточка с  написанной фразой, не имеющей  окончания. Без всякой предварительной  подготовки он должен продолжить  и завершить фразу. Высказывание  должно быть искренним. Если  остальные члены группы почувствуют  фальшь, участнику придется брать  еще одну карточку. Примерное  содержание карточек:

    "Особенно  мне нравится, когда люди, окружающие  меня..."

    "Чего мне  иногда по-настоящему хочется,  так это ..."

    "Иногда люди  не понимают меня, потому что  я ..."

    "Верю, что  я ..."

    "Мне бывает  стыдно, когда я ..."

    "Особенно  меня раздражает, что я ..." и  т.п." 

Формы рефлексии. 

     Рефлексия  рассматривается в трех основных  формах в зависимости от функций,  которые она выполняет во времени:  ситуативная, ретроспективная и  перспективная рефлексия.

    Ситуативная рефлексия  выступает в виде «мотивировок»  и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего  в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией  собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися  условиями.

    Ретроспективная рефлексия служит для анализа  и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более  полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма  может служить для выявления  возможных ошибок, искать причины  собственных неудач и успехов.

    Перспективная рефлексия включает в себя размышление  о предстоящей деятельности, представление  о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее. 

Функции рефлексии. 

     В педагогическом  процесс рефлексия выполняет  следующие функции:

     — проектировочная  (проектирование и моделирование  деятельности участников педагогического  процесса);

     — организаторская  (организация наиболее эффективных  способов взаимодействия в совместной  деятельности);

     — коммуникативная  (как условие продуктивного общения  участников педагогического процесса);

     — смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

     — мотивационная  (определение направленности совместной  деятельности участников педагогического  процесса на результат);

     — коррекционная  (побуждение к изменению во  взаимодействии и деятельности. 

Каковы  критерии педагогической рефлексии? 

     Разные ученые  выдвигают в качестве критериев  рефлексии далеко не одно и  тоже и подчас существенно  расходятся в суждениях на  этот счет. Так, например, М.Т.Громкова, критериями рефлексии называет: естественность, целостность, технологичность. Е.Э.Смирнова, А.П.Сопиков выделяют следующие критерии: глубина рефлексии, сложность, истинность.

     Однако гораздо  чаще в философской, психологической  литературе по проблеме рефлексии  обсуждается уровневый подход  к ее исследованию. Так, В.И.Слободчиков, вводит представление о шкале рефлексии, которая имеет два предела. Первый, или нижний, предел рефлексии связан с той или иной формой поглощенности сознания некоторым деятельностным процессом. Второй, или верхний, предел – с высвобождением из всякой поглощенности.

     Интересным  представляется подход обоснования  критериев развития педагогической  рефлексии Г.Г.Ермаковой. Первым  критерием развития педагогической  рефлексии, по мнению автора, является  Достаточность рефлексивных знаний, показателями которого выступают  проблемность и конфликтность. Этот критерий представлен высоким, средним и низким уровнями, на каждом из которых рассматриваются такие признаки как глубина, дифференцированность, сложность.

     Вторым критерием  развития педагогической рефлексии  выступает критерий Отношение  педагога к педагогической рефлексии,  рефлексивной деятельности, показателями  которого являются ценностность и преобразуемость. Характеризуя этот критерий, автор различает те же уровни: высокий средний, низкий. Признаками на каждом уровне выступают: действенность отношения к собственной педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности, позиционность отношения.

     Третьим  критерием развития педагогической  рефлексии является Собственно  рефлексивное поведение педагога. Показатели этого критерия: личностная  ориентированность, профессиональная  адекватность. В качестве признаков  уровней развития Собственно  рефлексивного поведения выступают  технологичность и целостность.  

Литература 

    1. Корепанова, М. В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов ВУЗ/ М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И.А. Лавренец.- Москва.: Академия, 2010. – 240 с.
    2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студентов среднего профессионального заведения/ С.Д. Якушева.-3 издание. – М.: Академия, 2010.-256 с.
    3. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя/М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 200 с.
    4. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Ю.К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин.:под ред. Ю.К. Бабанского.-2 издание, доп. и перераб.- М., Просвещение, 1988. -479 с.

Информация о работе Педагогическая рефлексия