Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 06:49, творческая работа
Понятие рефлексии.
Виды педагогической рефлексии.
Формы рефлексии.
Функции рефлексии.
Каковы критерии педагогической рефлексии
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
"Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет"
(ФГБОУ ВПО "АмГПГУ")
Презентация по дисциплине основы педагогического мастерства
На
тему педагогическая рефлексия.
Выполнила:
Мельникова Дарья Андреевна
Проверила:
Фалахеева Татьяна Дмитриевна
Содержание
Понятие
рефлексии
В кратком
психологическом словаре
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".
По исследованию Л.А.Карпенко.
Рефлексия
– способность взрослого
Виды
педагогической рефлексии
Отечественные
ученые С.В.Кондратьева, Б.П.
1.Социально-перцептивная
рефлексия, предметом которой
является переосмысление, перепроверка
педагогом собственных
Упражнение «Моё педагогическое кредо»
Педагогам
необходимо сформулировать
Проективное рисование «Я педагог»
Педагоги
на альбомных листах
Вопросы для обсуждения:
Что Вы можете сказать об особенностях изображённого человека?
Что Вы можете сказать о личностных особенностях изображённого человека?
Какими достоинствами обладает изображённый человек (профессиональные, личностные)?
Что бы Вы пожелали
изменить в себе изображённому человеку
(профессиональные качества, личностные
качества)?
2.Коммуникативная
рефлексия заключается в
Упражнение « Автопортрет»
Цель упражнения:
- формирование умений
Представьте
себе, что вам предстоит встреча
с незнакомым человеком и
Работа происходит
в парах. В процессе
По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями
3.Личностная
рефлексия – осмысление
Упражнение «Три имени»
Цель упражнения: - развитие саморефлексии; - формирование установки на самопознание.
Каждому
участнику выдается по три
карточки. На карточках нужно
написать три варианта своего
имени (например, как вас называют
родственники, сослуживцы и близкие
друзья). Затем каждый член группы
представляется, используя эти имена
и описывая ту сторону своего
характера, которая
Упражнение «Без маски»
Цель упражнения:
- снятие эмоциональной и
- формирование
навыков искренних
Каждому
участнику дается карточка с
написанной фразой, не имеющей
окончания. Без всякой
"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно
меня раздражает, что я ..." и
т.п."
Формы
рефлексии.
Рефлексия
рассматривается в трех
Ситуативная рефлексия
выступает в виде «мотивировок»
и «самооценок» и обеспечивает непосредственную
включенность субъекта в ситуацию,
осмысление ее элементов, анализ происходящего
в данный момент, т.е. осуществляется
рефлексия "здесь и теперь".
Рассматривается способность
Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.
Перспективная
рефлексия включает в себя размышление
о предстоящей деятельности, представление
о ходе деятельности, планирование,
выбор наиболее эффективных способов,
конструируемых на будущее.
Функции
рефлексии.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная
(проектирование и
— организаторская
(организация наиболее
— коммуникативная
(как условие продуктивного
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная
(определение направленности
— коррекционная
(побуждение к изменению во
взаимодействии и деятельности.
Каковы
критерии педагогической
рефлексии?
Разные ученые
выдвигают в качестве
Однако гораздо
чаще в философской,
Интересным
представляется подход
Вторым критерием
развития педагогической
Третьим
критерием развития
Литература