Педагогическая система И.П.Волкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так.
1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или “через раз”).
2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.
3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.
За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в “творческой книжке”.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическая система И.docx

— 48.01 Кб (Скачать файл)

 

Постоянный контроль за работой ученика

Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления навык может исчезнуть и совсем, или трансформироваться в неправильный.

 

Индивидуальный подход к ученику

Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способами, и психическими качествами. И если всех «стричь под одну гребёнку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.

Именно этими основными принципами и руководствовался И. П. Волков при проектировании уроков творчества. Очевидно, что для других условий обучения они могут быть иными.

Известный советский писатель В. Белов в своей книге «Лад» высказал очень близкую И. П. Волкову мысль: «Каждый ребёнок хочет играть, т. е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом, либо не научились жить и трудиться.

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве, для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому и стремится И. П. Волков в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый педагог задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют дети, будущее.

 

Выбор системы обучения и их результаты.

За последние годы человечество продвинулось в области науки и техники дальше, чем за всю тысячелетнюю историю. Считается, что нынешний век - «век педагогики». Под «веком педагогики» подразумевается качественный скачок в эффективности обучения, так как учить детей с сегодняшней эффективностью очень скоро будет нельзя - лавина научно-технической информации начинает захлёстывать не только современную общеобразовательную школу, но и профессиональные школы. Но качественным скачком можно считать только совершенствования процесса обучения. Для решения данной проблемы нужны принципиально новые организации; формы, методы, содержание обучения, т. е. принципиально новые системы обучения, новый тип общеобразовательной школы. Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т. е. люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные. Но, к сожалению, обучение в современной школе основном сводится к заучиванию определённого количества учебного материала. А ведь сами по себе теоретические знания, независимо от их объёма, выхода на практику не имеют, если в процессе обучения они не применялись в конкретной практической деятельности.

Совершенно нетронутый резерв в усилении эффективность обучения заключается в использовании индивидуальных особенностей школьников, их способностей и склонностей. Весь многолетний педагогический опыт позволяет И. П. Волкову считать, что если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, начиная с первого класса, то получат эффективное решение и такие проблемы, как профориентация, усиление эффективности обучения, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, получит развитие творчество учителя, причём не бумажное, а истинное, и целый ряд других вопросов.

Если говорить о школе будущего, то Волков видит её такой. Работа в ней ведётся по 2 равноценным магистральным направлениям:

- первое - изучается единая для  всех государственная программа. Но она не регламентирует поведение  учителя на уроке, а определяет  только общий материал для  изучения и результат по каждому  предмету на конец учебного  года.

- второе - подлинно-творческая деятельность  учителей и учащихся, в которой  могут ярко раскрыться способности  и склонности учащихся.

По окончании школы ученик должен получать 2 равноценных документа: аттестат об образовании, в котором отражены знания основ наук, и «творческую книжку школьника», в которой зарегистрированы все самостоятельные и творческие работы, выполненные им сверх учебной программы, и где дана характеристика качеств личности, проявившихся в какой-либо деятельности. На основании этой книжки можно с большей точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности.

Учитель школы будущего по окончании института будет иметь 3 высшие (по современным понятиям) квалификации:

- по предмету. Если это учитель литературы, то он должен знать не только теорию литературы, но и уметь писать литературные произведения таких жанров, к каким у него есть склонности и способности, и уж во всяком случае знать правила написания литературных произведений всех жанров.

- педагогический. Формулируется в процессе знакомства и опробования на практике ещё в стенах института.

- учитель должен уметь проектировать процессы обучения в соответствии с заранее заданным конечным эффектом, что необходимо при руководстве самостоятельной и тем более творческой деятельностью учащихся.

Волков знаком с 5 системами обучения (его классификация): 1. Линейно-последовательная система обучения - учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Связь между учебными предметами если и осуществляется, то очень слабо. 2. разорванная система обучения - разделы одного предмета не связаны один с другим, каждый изучается сам по себе, различные учебные предметы, входящие в программу обучения, между собой тоже не связаны и тоже изучаются самостоятельно. 3. параллельная система обучения - основана на внутрипредметных связях. 4. блочно-параллельная система обучения - в единый блок объединено несколько десятков разделов науки, техники и искусства, видов труда на основе возможности осуществления межпредметных связей. 5. основанная на ассоциативных связях - из изучаемого материала вычленяются главные, узловые вопросы и кодируются в опорных конспектах. При просмотре таких конспектов материал легко вспоминается.

 

Определение типов уроков.

Педагог-новатор И. П. Волков выделяет 3 типа уроков:1. Уроки накопления информации, на которых ученики изучают теоретические вопросы, овладевают навыками работы различными инструментами, работы на станках. 2. Уроки творчества. Обучающая творческая деятельность рассматривается Волковым, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, изобретательности и т. д. 3. Уроки таланта. Выбор разных направлений работы с детьми: изобразительным искусством, фотографией, кино и т. д. Данная книга может быть полезна как для учителей, так и для преподавателей детских специальных школ, а также для студентов педагогических учебных заведений.

 

 

 

    Заключение.

При данных системах работы, проводимых Волковым, проявляется возможность прогнозировать поведение школьника в будущей профессиональной деятельности: круг профессий, по которым он может работать с наибольшим успехом, потенциальные возможности в профессиональной деятельности и т. д. Создание в школе условий для длительного и многостороннего опробования учащимися своих сил в различных видах деятельности позволяет избежать многих ошибок при определении профессиональных возможностей молодёжи. Волков, решив обучать школьников творчеству, не ошибся. Ведь его новаторская идея заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. Он ввёл школе с 4-го класса “Творческую книжку школьника”. Благодаря которой ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика. Как истинный педагог-новатор, Волков, считает, что развитие творческих способностей учеников надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем и занимается Игорь Павлович Волков.

Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук). 
      Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. 
      И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! 
      Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; 8) индивидуальный подход. 
      Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт. 
      Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков— все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так. 
      1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»). 
      2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку. 
      3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем1. 
      За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке». 
      И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блоч-но-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки. 
      В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем. Так и йога для начинающих, она формирует интерес у младшего поколения, для дальнейшей эволюции души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Волков И.П. Учим творчеству  / И.П. Волков -  Москва «Педагогика», 1982.

2. Волков И.П. Учим творчеству / И.П. Волков - Москва, 1986.

3. Волков И.П. Много ли в школе талантов? / И.П. Волков -  Москва «Знание» ,1989

4. Волков И.П. Цель одна - дорог много: Проектирование процессов обучения. / И.П. Волков - Москва, 1990.

5. Роботова А. С.  Введение в педагогическую деятельность: Учеб. Пособие для В 24 студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Р. Шапошникова и др. – Москва «Академия», 2000. - 208с.

.

 

 

 

 

 

 

 

                                            Приложение №1

Творческая книжка школьника

(оборотная сторона обложки  выглядит так)

Выдана ,

Окончившему(ей) классов школы в г.

За время обучения в школе выполнил(а) следующие самостоятельные и творческие работы сверх учёбной программы:

Директор школы

 

                                         Приложение №2

Творческая книжка школьника

(страницы заполняются  следующим образом)

 

Раздел науки, техники, искусства

Название работы

Дата, класс

Подпись 2х учителей

 

 

     

 

 

 

 
           

Технология развития творческого потенциала личности по В.П. Волкову.

Волков Игорь Павлович — педагог-новатор, учитель черчения и рисования из г. Реутов Московской области. Разработал технологию творческого развивающего обучения ( «Школа творчества»). 

Цель технологии: выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности.

Концептуальные идеи:

1. Обучение по двум равноценным  магистральным направлениям: а) изучение  единой для всех базовой программы; б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления — в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему.

При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт (изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.).

Блочно-параллельная структура учебного материала.

Выявление, учет и развитие творческих способностей (творческие книжки и дневники).

 

 

Возрастные этапы технологии:

Начальная школа: обучение первоначальным навыкам самостоятельной и творческой работы по 20?25 видам работ (рисование, черчение, резьба и инкрустация по дереву, макеты, модели, лепка, папье-маше, изделия из соломки, перспектива, механика, сочинение сказок и др.). С этой целью проводятся «уроки творчества», игровые формы творческой деятельности. Младшие школьники знакомятся с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей, делают первые в своей жизни педагогические пробы. У школьников формируется коллективно-оценочное отношение к своим продуктам творчества, продуктам товарищей.

Среднее звено: техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т. д.); участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях; изобразительное творчество.

Информация о работе Педагогическая система И.П.Волкова