Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:50, реферат
В идеях Монтессори педагогики привлекает глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие, какого либо авторитаризма. Монтессори – педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя. Сегодня методика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая методику Марии Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам.
Выполнила : Смирнова Мария Александровна, 512 группа
Педагогическая система Марии Монтессори
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме.
История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике.
Вот уже почти 100 лет имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание педагогов более чем в 80 странах мира. Известная, как выдающийся ученый и гуманист еще в начале века она создала педагогическую систему, равной которой в мировом опыте не было, и нет. В идеях Монтессори педагогики привлекает глубокий гуманизм воспитательной и образовательной системы, отсутствие, какого либо авторитаризма. Монтессори – педагогика удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям, используя специально разработанные материалы под руководством опытного учителя. Сегодня методика Марии Монтессори переживает пик популярности во всем мире. Тысячи педагогов, признавая методику Марии Монтессори уникальной и необычайно эффективной, работает по ее педагогическим принципам. Функционирует тысячи детских дошкольных учреждений по всему миру, основанных на Монтессори педагогике. Актуальность рассмотрения особенностей методики Марии Монтессори еще обусловлена той социальной ситуацией, которая сегодня наблюдается в России. Даже поверхностный анализ ситуации в нашей стране позволяет увидеть, что дети с особыми потребностями в развитии часто лишены необходимой педагогической и психологической среды, помощи, что затрудняет их развитие и социальную адаптацию. В таких условиях становится важным анализ имеющегося опыта эффективной помощи детям с особыми образовательными потребностями. В частности, интересен опыт работы по методике М.Монтессори.
Основа педагогической системы
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности.
Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.
Особенность организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с учителя на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, но, напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями. Он занимается с материалами, которые сам выбирает, и сам определяет место и длительность работы с ними. Большинство материалов позволяют ребенку работать как одному, так и вдвоем или же вместе с несколькими детьми. Материалы, как уже было сказано, носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения. Но главное в системе Монтессори – не пособия и не методики. Главное – это ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения.
Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира. Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии.
Роль педагога в системе Монтессори
Посредническая функция: педагог создает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой «подготовленной средой». Он показывает, как работают с материалом, т.е. дает образец действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале.
Руководящая функция: учитель внимательно наблюдает за ребенком и в нужный момент предоставляет ему помощь: помогает (в случае необходимости) сделать выбор, проводит презентацию материала, демонстрирует способ контроля и коррекции ошибок.
Обучающая функция: учитель дает урок в тот момент, когда показывает образец работы с материалом. Его действия, как и поведение, служат примером, которому ребенок подражает.
Организующая функция: педагог создает «подготовленную среду», которая «должна содержать средства для самовоспитания» и предоставлять детям возможность свободы движений, свободы выбора материала, места и длительности работы с ним, а также право заниматься какой-либо полезной деятельностью индивидуально или с партнером (партнерами).
Диагностическая функция: одним из основных требований, предъявляемых к Монтессори-педагогу, является владение техникой наблюдения за поведением ребенка и умение оценивать уровень его физического и психического развития.
Защитная функция: учитель следит, чтобы дети не мешали друг другу. Как увидеть педагогу, достиг ли он существенного прогресса в своей работе? На ранних стадиях работы учительница чувствует, что дети занимаются во многом благодаря ее присутствию. Если же достигнут реальный прогресс, ее ощущение меняется. Она чувствует себя будто бы ненужной в этой ситуации: «Дети работают теперь, как будто бы меня нет». Это и есть высший класс профессионализма педагога.
Плюсы и минусы методики Марии Монтессори
Основной минус классической
системы Монтессори – это почти полное
пренебрежение творческими способностями
ребенка. Упражнения и дидактические материалы
направлены на развитие аналитического
мышления, логики, моторной деятельности,
а творчество остается за кадром. Но
современные группы Монтессори уделяют
немало времени развитию творческих
способностей – в группах есть творческие
зоны; и на кругу вводятся основы художественного
самовыражения.
С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. Монтессори - система дает ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. И, если для здоровых детей Монтессори педагогика является развивающей, то для детей, имеющих какое – либо отклонение – терапевтической. А основным лечебным средством служат атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда и личность педагога.