Педагогическая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:11, реферат

Краткое описание

В образовательной практике понятие «педагогические технологии» используются на трëх уровнях (Селевко Г.К.):
общепедагогический (общедидактический) уровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении , на определенной ступени обучения;
частнометодический (предметный) уровень – это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;
локальный (модульный) уровень – технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогическая технология.docx

— 29.44 Кб (Скачать файл)

Педагогическая  технология – это исследования с целью выявления принципов и разработки приëмов оптимизации образовательного процесса, конструирование и применение приëмов, оценка применяемых методов.

Фактически педагогическая технология внедряет системный метод  сознания с учетом технических и  человеческих ресурсов, их взаимодействия.

В образовательной практике понятие «педагогические технологии»  используются на трëх уровнях (Селевко Г.К.):

  1. общепедагогический (общедидактический) уровень характеризует образовательный процесс в регионе, учебном заведении , на определенной ступени обучения;
  2. частнометодический (предметный) уровень – это совокупность методов и средств для реализации содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета;
  3. локальный (модульный) уровень – технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, частные дидактические и воспитательные задачи.

Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляются поиск и создание новых педагогических систем и процессов, учебных педагогических ситуаций для повышения результатов воспитания и обучения.

Организаторское творчество – это деятельность в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, взаимодействия педагогов и обучающихся.

Более пятидесяти лет формировалось понятие «педагогические технологии» как содержательная техника учебно-воспитательного процесса.

Слово «технология» (от греч. «техне» – искусство, наука и «логос» – учение).

Педагогические технологии, как совокупность знаний о способах проведения учебно-воспитательного  процесса является конкретным, научно обоснованным, организованным обучением  для достижения цели развития.

Технология обучения – основная системная категория  педагогики.

Схема педагогического  процесса

Содержание образования связано с общей образовательной потребностью общества и личностной потребностью в образовании.

Образовательная потребность  носит локальный характер и определяется масштабами государства и его  культурой. В этом случае образование  оформлено нормативными документами, составляющими государственную  политику. Каждое государство формирует  свою систему образования, которая  регулирует образовательные потребности  государства. Например, в Японии система  образования ориентирована на блестящее выполнение задания в группе по указанному образцу. В Америке – ориентация на индивидуальный успех и личные достижения.

Государственная политика в  сфере образования всегда конкретна  и реализует следующие цели:

  • воспроизводства и развития национальной культуры;
  • воспроизводства статуса государства на мировом рынке;
  • воспроизводства человеческого капитала в соответствии с потребностями экономики страны;
  • удовлетворения личной образовательной потребности исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности.

Образовательная потребность  обладает свойством расширенного воспроизводства, т.е., чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании. Существуют три основных уровня образования: начальное, среднее, высшее. Общее образование – это  основные знания о природе, человеке, мире, трудовые умения и навыки, которые  являются фундаментом для дальнейшего  развития человека. Обучение – это  целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, в основе которого лежат передача и усвоение знаний. Образование представляет собой не только общественное явление, но и педагогический процесс.

Педагогическим  процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Это процесс, в котором  социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие  «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.П. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и, прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Педагогический процесс  следует рассматривать как систему. Он объединяет множество подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связи. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих  подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были.

Педагогический процесс  – это главная, объединяющая все  отрасли система. В ней воедино  слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми  условиями, формами и методами их протекания. К ним относятся закономерности:

  • динамики педагогического процесса; развития личности в педагогическом процессе; управления учебно-воспитательным процессом; стимулирования;
  • единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;
  • единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
  • обусловленности педагогического процесса.

Этап осуществления педагогического  процесса можно рассматривать как  относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные, элементы:

  • постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
  • взаимодействие педагогов и учеников;
  • использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
  • создание благоприятных условий для школьников;

обеспечение связи педагогического  процесса с другими процессами. В  педагогической литературе существует ряд определений понятия «педагогические  технологии».

«Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств: она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б.Т. Лихачев).

«Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов  обработки, изменения состояния» (В.М. Шепель).

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и  проведению учебного процесса с безусловным  обеспечением комфортных условий для  учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

«Педагогическая технология – это системный метод сознания, применения и определения всего  процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных  исследований. Например, появление  кибернетики способствовало развитию программированного обучения, результаты развития человеческого мышления привели  к необходимости проблемного  обучения. Количество современных педагогических технологий достаточно велико – около 100.

Эти технологии охватывают все основные тенденции и направления  развития образования, зарубежные образовательные  технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных  учебниках, воспитательные технологии. Например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» описаны 50 педагогических технологий, и среди них:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили и другие).
  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии; технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре – Е.И. Пассов);
  • альтернативные технологии (технологии свободного труда – Селестен Френе);
  • природосообразные технологии (технологии саморазвития – Мария Монтессори);
  • технологии развивающего обучения (технологии саморазвивающего обучения) – Г.К. Селевко и педагогические технологии авторских школ.

Современная дидактическая  система исходит из того, что обе  стороны – преподавание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию  создают такие направления, как  программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс).

Развивающее обучение – это организация учебного процесса с реализацией потенциальных возможностей человека:

  • актуализация ранее усвоенных знаний
  • выдвижение гипотезы
  • разработка оригинального плана решения задачи
  • способ самостоятельной проверки.

Развивающее обучение вовлекает  учащегося в дидактические игры, дискуссии, другие методы творческого  воображения, мышления, памяти, речи.

Проблемное обучение – это решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными методами. Проблемные задачи – это поиск новых способов решения. Суть – преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит проблемные задачи, предлагая искать пути и средства их решения.

Примерами проблемных ситуаций, в основу которых положены противоречия, могут быть:

  • понимание научной важности проблемы и отсутствие теоретической базы для решения;
  • многообразие концепций и отсутствие надежной теории для объяснения данных фактов;
  • доступный результат и отсутствие теоретического обоснования.

Проблемный метод предполагает шаги:

  • проблемная ситуация
  • проблемная задача
  • модель поисков решения

Интенсивное обучение включает целостные технологии, нелинейность педагогических структур и потенциальную избыточность учебной информации. Интенсивное обучение дает студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности.

Условия реализации интенсивного обучения:

  • всесторонний учет характеристик педагогической среды
  • соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента
  • ускорение индивидуального освоения студентом общей программы.

Методы активного обучения в сравнении с традиционными готовят обучающихся к творческой самостоятельной деятельности.

Основной задачей является повышение активности студентов. Методы активного обучения бывают неимитационные и имитационные. Наиболее распространенным методом служит деловая игра.

Принципы организации  деловых игр:

– имитационного моделирования  ситуации;

– проблемности содержания;

– ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

– диалогического общения;

– двуплановости игровой учебной деятельности.

Разработка деловой игры начинается с двух моделей – имитационной и игровой, которые войдут в сценарий.

Имитационная модель –  цель, предмет игры, система оценки.

Компоненты игровой модели – сценарий, правила, цели, роли и  функции игроков.

Игровая модель включает педагогическую, целью которой служит обучение и  воспитание.

Правил игры не много, они  должны включать технологию, регламент, роли игроков и ведущих, систему  оценивания.

Разбор игры в конце  несет основную, обучающую и воспитательную нагрузку.

Примеры деловых игр:

  1. имитационные упражнения закрепляют в творческой обстановке важные навыки или понятия;
  2. анализ конкретных производственных ситуаций, когда конкретное событие создает условие для коллективного решения и обсуждения;
  3. разыгрывание ролей – исполнение ролей, оценка действий в различных ситуациях;
  4. полномасштабная деловая игра, создающая профессиональную деятельность и последствие принимаемых профессиональных решений.

Популярным методом эвристического поиска является «Мозговой штурм» –  это метод активизации коллективной деятельности. Решением задачи управляет  руководитель.

  1. Он ставит условия задачи перед «штурмом».
  2. Группа «генераторов идей» за 20-30 минут выдвигают максимальное количество гипотез, любые фантастические, шутливые, дополняя друг друга. Идеи записываются.
  3. Группа экспертов оценивает гипотезы.
  4. Для активизации «штурма» используют приемы: инверсия(сделай наоборот), аналогия, эмпатия (выясни свои чувства), фантазия.
  5. Гипотезы оцениваются по 10-бальной системе.

Информация о работе Педагогическая технология