Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. 3

Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие………………… 4
Дидактическая игра как форма обучения и вид самостоятельной деятельности.... 6
Виды дидактических игр и их характеристика и структура……………………… 9
Руководство дидактическими играми в детском саду………………………….… 12

Заключение…………………………………………………………………………………….... 15
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

й.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, особенностью дидактической игры и её завершающим  концом является результат, который  определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель  предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат  игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или  в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает, как определённое достижение, например, отгадывание поставленных игрой  загадок, выполнение поручений, игровых  заданий. В дидактических играх, применяемых в детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в результате слепой удачи, обмана, присвоения права другого. Он выступает, прежде всего, в форме  решения поставленной игровой задачи и даёт детям моральное и умственное удовлетворение. 

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны  между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру.  Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания. Заканчивая игру воспитатель должен поддержать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создаёт новые полезные и интересные игры. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу воспитателя составляет создание « материального центра» игры: подбор игрушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К.Бондаренко. – М:Просвещение, 1990. – 114 с.
  2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. – М:Мозаика-Синтез. 2006. – 232с
  3. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. – М:Просвещение, 1988. – 185 с.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду/Н.Ф.Губанова – М:Мозаика-Синтез. 2008. – 128 с.
  5. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логинговой, П.Г.Саморуковой. – М:Просвещение, 1988. – 185 с.
  6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика/ С.А.Козлова, - М:Академия, 2004. – 414 с.
  7. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика /Н.В.Миклдяева – М:Владос, 2009. – С.79-88
  8. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду /Сорокина А.И. –М:Просвещение, 1982. – 196 с.
  9. Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика/ В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохин. – М:Просвещение, 1998. – 326 с.

 

 

 

Приложение 1

Практическая часть

Дидактическая игра «В гости к леснику»

Конспект комплексного занятия  по развитию речи  в средней группе.

Задачи занятия:

    • учить образовывать слова при помощи суффиксов,
    • закрепить навыки правильного произношения,
    • учить различать на слух и называть слова с  определённым звуком,
    • развивать память, речь детей,
    • воспитывать их любовь к природе.

Материал к  занятию:

    • воздушный шарик, письмо;
    • игрушки (картинки) – лесник, ёжик, белка, зайка, пчёлка;
    • картинки – насекомые, деревья, птицы, ягоды.

Ход занятия

Воспитатель:

Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение,

Вспомним наше правило – «Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре – смело, чётко говорим и тихонечко  сидим».

Ребята, посмотрите, к нам  прилетел воздушный шарик! Давайте  подумаем, для чего он к нам прилетел? Ой, ребята, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем, что в нём  написано (читает письмо). Оказывается, дедушка-лесник приглашает, вас к  себе в гости!

Беседа с детьми по вопросам:

    • А вы знаете кто такой  лесник? (Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
    • Где он живёт?
    • Как называется  его домик? (сторожка)

Воспитатель: Ну, что, вы согласны пойти в гости? А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.

Дети хором:

Ёжик, ёжик – расскажи,Ёжик, ёжик – покажи,Как найти дорожку,К леснику в сторожку?

Ежик: Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:

    • Кто живёт в лесу?
    • Как называются животные, которые живут в лесу?
    • А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
    • Что делают птицы весной?
    • Какую пользу приносят птицы?
    • Как люди заботятся о птицах?
    • Как называются деревья, которые всегда зелёные, летом и зимой?
    • Чего нельзя делать в лесу?

Молодцы! Много знаете. Идите  прямо, никуда не сворачивайте. Встретите  белочку, она вам покажет дорогу.

Воспитатель: Что надо сказать ёжику? (спасибо). Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.

Дети хором:

Белка, белка – расскажи,Белка, белка – покажи,Как найти дорожку,К леснику в сторожку?

Белка: Покажу. Только поиграйте со мной.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

  1. бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – это... (насекомые);
  2. берёза, дуб, ель – это... (деревья);
  3. скворец, снегирь, сова, сорока – это... (птицы);
  4. брусника, земляника, малина, смородина – это... (ягоды).

Молодцы! А теперь посмотрите и скажите, кто маленький, а кто  большой? Я не знаю.

Словесная игра «Маленький – большой»

  1. У птички маленькие лапки, а у медведя – большие… (лапищи).
  2. У птички маленький носик, а у медведя – большой… (носище).
  3. У птички маленькие глазки, а у медведя – большие… (глазищи).
  4. У птички маленькая головка, а у медведя – большая… (головище).

Игра «Закончи стихотворение-загадку»

Верещунья, белобока, а зовут её …? (сорока)

Серый волк в густом лесу, встретил рыжую…? (лису).

Уронила белка шишку, шишка  стукнула…? (зайчишку).

Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал…? (заяц).

Ходит по лесу хорёк, хитрый, маленький…? (зверёк).

Разминка

Воспитатель: Но, вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками  похлопали.Покрутились, повертелись.Глазки крепко закрываем, открываемИ опять вперёд шагаем.

Молодцы! Идите вон к  тем деревьям, там встретите зайку  под кустом, он вам дальше дорогу покажет. Зайка, здравствуй!

Дети хором:

Зайка, зайка – покажи,Зайка, зайка – расскажи,Как найти дорожку,К леснику в сторожку?

Зайка: Конечно, расскажу, если вы со мной поиграете.

Дидактическая игра «Назови ласково»

  • Лист – листочек,
  • гриб – грибочек,
  • ветка – веточка,
  • куст – кусточек,
  • ягода – ягодка,
  • трава – травушка,
  • гусеница – гусеничка,
  • жук – жучок.

Словесная игра  «Кто кем был?»

  • Лиса – лисёнком,
  • волк – волчонком,
  • медведь – медвежонком,
  • белка – бельчонком,
  • ёж – ежонком.

Словесная игра в  рифмы  «Слова – друзья»

  • Зайка – (майка),
  • речка – (печка),
  • грач – (врач),
  • рак – (мак),
  • жук – (лук),
  • мишка – (шишка).

Зайка: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Счастливого пути! Идите к ручейку, встретите там пчёлку, и она вам покажет дальше дорогу.

Дети хором:

Пчёлка, пчёлка – покажи, Пчёлка, пчёлка – расскажи. Как найти  дорожку, К леснику в сторожку?

Пчёлка: Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете:

  • песенку комарика (з-з-з-з)?
  • песенку жука (ж-ж-ж-ж)?
  • песенку ветра (ш-ш-ш-ш)?
  • песенку водички (с-с-с-с)?

Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку комарика (звук З) – зебра, машина, зонтик, зима, снег;

песенку жука (звук Ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;

песенку ветра (звук Ш) – шапка,  шуба, конфета, шишка, машина;

песенку  водички (звук С) – стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.

А сами вы умеете придумывать  слова? Какие вы умницы! Молодцы!

Ну пойдёмте скорее к дедушке-леснику, а то он уже нас наверное заждался.

Лесник: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Молодцы! Но, мне бы хотелось, чтобы вы и меня порадовали. Вы знаете, какое сейчас время года? А стихи об этом времени года вы знаете? Расскажите мне, пожалуйста!

Дети читают наизусть стихотворения о временах года

Лесник: Спасибо большое! А за то, что вы такие молодцы, я приглашаю вас попить чаю с медком, которым нас угостила пчёлка.


Информация о работе Педагогическая ценность дидактических игр и их своеобразие