Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 15:51, реферат
Профессиональная этика является способом регуляции поведения в профессиональной деятельности.
Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг, профессиональная солидарность и корпоративность.
Специфика педагогической деятельности касается таких аспектов, как
- проблема ответственности педагога,
- опасность личного консерватизма педагога,
- степень необходимости творчества,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 307 Красноармейского района г. Волгограда
Консультация для педагогов доу
Тема «Педагогическая этика»
Подготовила: учитель-логопед
Горинова М.Н.
Профессиональная этика являетс
Общие принципы профессиональной
этики: профессиональный долг, профессиональная
солидарность и корпоративность.
Специфика педагогической деятельности касается таких аспектов, как
- проблема ответственности педагога,
- опасность личного консерватизма педагога,
- степень необходимости
- проблема "конкурентоспособности"
в педагогической деятельности.
- нравственный смысл профессиональной
пригодности.
Система отношений
- "педагог - воспитанник": общение "по вертикали".
Переход от субъект-объектных к
субъект-субъектным отношениям в условиях
демократизации общества и гуманизации
образования. Необходимость учета
различий взаимодействующих сторон
(особенностей возрастной психологии,
интересов и потребностей, уровня культуры).
Принципы доброжелательности, доверия и терпимости
к личности ребенка. В связи с этим возникает
необходимость в умение управлять своими
чувствами, воспитывать в себе положительное
отношение, чувство любви к детям. Недопустимость
неприязни и равнодушия в общении с ними,
недопустимость унижения достоинства
учащихся.
- "педагог - педагог"
В таких отношениях возникает необходимость
создания общих морально-психологических основ
профессионально-делового общения. Важную
роль играет состояние морально-психологического
климата в коллективе (отрицательный и
положительный микроклимат), формальные
и неформальные отношения в коллективе.
В профессиональном общении следует обращать
внимание на структуру коллектива:
- социально-психологические слои: коллективисты, индивидуалисты, подражатели, пассивные, изолированные;
- статус личности в коллективе: "звезды", "предпочитаемые", "отверженные" и др.;
- роли: «генераторы идей», «исполнител
- тип общения: демократичность, компетентность,
толерантность;
- нормы поведения надежность, обязательность, гибкость мышления и поведения, порядочность и коммуникабельность;
- профессионально-деловые отношения: "по горизонтали" - с коллегами
(общечеловеческие и профессиональные
регулятивные нормы общения между педагогами)
и "по вертикали" - с администрацией
(диалогичность, плюрализм, толерантность).
Специфика взаимоотношений в
объективные:
- сложности в оценке педагогического труда и их последствия;
- проблема "неравенства" в педагогическом коллективе;
- проблема педагогического авторитета и мастерства;
- проблема критики в педагогическом коллективе;
- общение с молодыми коллегами.
субъективные:
- разница в уровне общей и профессиональной культуры, во взглядах и убеждениях;
- «индивидуализм» педагогической деятельности;
- обостренная потребность педагога в авторитете;
- «профессиональные заболевания» (амбициозность, максимализм, подозрительность, обидчивость);
- штампы и стереотипы в поведении педагога.
Отношения "по вертикали" - административные отношения управления и подчинения в педагогическом коллективе. Стиль руководства: демократический, авторитарный, либеральный. Проблема: лидерства и авторитета. Принципы: социальной справедливости и демократичности и их проявление в общении руководителя с подчиненными в педагогическом коллективе.
Этикет делового общения. Служебный
этикет, его нормы и правила. Проблема
субординации в педагогическом коллективе.
Манеры поведения и внешний вид педагога,
его имидж.
Этика гражданственности
Основные
понятия этики
Политическая культура гражданина.
Демократичность, плюрализм, толерантность
- основные моральные принципы политических
отношений. Политическая компетентность,
историческая память, национальное самосознание
- моральные качества и нормы гражданского
поведения.
Этика и культура межличностного общения
педагога
Общение - способ профессиональной самореализации
педагога, средство манипулятивного воздействия
на личность детей. Диалог это основная
форма общения. Умение слушать и вести
диалог - признак профессионализма педагога.
Понимание и взаимопонимание в общении.
Терпимость и нетерпимость в общении.
Этикет в профессиональной культуре педагога
Этикет это внешнее проявление внутренней
культуры личности. В этикете отражаются
социокультурные и национальных особенностей
общества.
Основные требования этикета: вежливость,
тактичность, обязательность, скромность,
деликатность, корректность, уважение
к людям, почтительность. Правила этикета
проявляются в следующих ситуациях: приветствие,
обращение, знакомство, манеры, жесты,
мимика, позы, речевая деятельность (ведение
беседы, телефонное общение), нахождение
в общественных местах.
Вопросы для обсуждения
1. Консерватизм - добро или зло в педагогической
профессии?
2. Уважение и унижение ребенка - в чем они
проявляются?
3. Внутренний и внешний имидж педагога.
«Определение уровня Вашей общительности»
Коммуникабельность - необходимое качество
в профессиональной этике педагога. Проверьте,
насколько развито оно у Вас и что Вам
необходимо для совершенствования собственной
техники общения. На вопросы отвечайте
"да", "иногда", "нет".
1. Если Вам предстоит обычная или деловая
встреча, выбивает ли Вас ее ожидание из
колеи?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу
до последнего момента?
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное
поручение выступить с докладом, сообщением
в незнакомой до этого аудитории?
4. Если Вам предложат поехать по делам
в город, в котором Вы никогда не бывали
и не имеете никаких знакомых, приложите
ли Вы максимум усилий, чтобы этого не
сделать?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями
с малознакомыми людьми?
6. Раздражает ли Вac просьба незнакомца
на улице показать ему дорогу, назвать
время, ответить на какой-то вопрос?
7. Считаете ли Вы, что людям разных поколений
бывает трудно понять проблемы друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому,
что он забыл Вам вернуть деньги, взятые
в долг несколько месяцев назад?
9. Если Вам в ресторане или кафе подадут
явно недоброкачественное блюдо, промолчите
ли, рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым
человеком, Вы не вступите с ним в беседу
и будете тяготиться, если первым заговорит
он?
11. Избегаете ли Вы вставать в длинную
очередь, где бы она ни была (в магазине,
буфете, кинотеатре)?
12. Избегаете ли Вы участвовать в комиссии
по рассмотрению конфликтной ситуации?
13. Вы всегда имеете собственное мнение
по поводу прочитанных книг, просмотренных
спектаклей и фильмов?
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если
услышите явно ошибочное суждение по хорошо
известному вам вопросу или факту?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба
помочь разобраться в учебной теме или
служебном деле?
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку
зрения в письменной форме устному изложению?
Оценка: за ответ "да"
- 2 балла, "иногда" - 1 балл, "нет"
- 0 баллов.
Подведение итогов. Суммируйте полученные
баллы:
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны,
от чего сами сильно страдаете. Близким
людям с Вами нелегко. Ha Ваc трудно положиться
в деле, требующем групповых усилий. Старайтесь
быть общительнее, контролируйте себя;
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы,
предпочитаете уединение. У Вас мало друзей.
Новая работа, обстановка, новые контакты
с людьми тяготят вас. Необходим тренинг;
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой
обстановке чувствуете себя уверенно.
Новые проблемы Вас не пугают. Но с новыми
людьми сходитесь с оглядкой, в спорах
и диспутах участвуете неохотно. Эти недостатки
исправимы;
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность.
Вы любознательны, охотно слушаете интересного
собеседника, достаточно терпеливы в общении
с другими, отстаиваете свою точку зрения
без вспыльчивости. В то же время не любите
шумных компаний, экстравагантные выходки
и многословие вызывают у Вас раздражение;
9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже
сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы,
любите высказываться по разным вопросам,
что иногда раздражает окружающих. Охотно
знакомитесь с новыми людьми. Любите быть
в центре внимания, никому не отказываете
в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.
Вам недостает усидчивости, терпения и
отваги при столкновении с серьезными
проблемами;
4-8 баллов. Вы, должно быть, - "рубаха-парень".
Общительность бьет из Вас ключом...
3 балла и ниже. Вы слишком говорливы, многословны.
Ваша коммуникабельность для окружающих
просто болезненна.
«Кто ты: ведущий или ведомый?»
Одно из важнейших профессиональных
качеств педагога - его способность и предназначенность
к лидерству. И поэтому не мешает определить,
кто Вы в жизни: ведущий или ведомый. Если
хотите знать, обладаете ли Вы способностью
влиять на окружающих, ответьте на следующие
вопросы.
1. Как Вы думаете, подошла бы Вам профессия
актера или политика?
2. Раздражают ли Вас люди, которые стремятся
одеваться или вести себя экстравагантно?
3. Можете ли Вы разговаривать с другим
человеком о Ваших интимных проблемах?
4. Сразу ли Вы реагируете на малейшие проявления
неверного понимания Ваших слов и поступков?
5. Чувствуете ли Вы дискомфорт, когда другие
добиваются успеха в той сфере, где Вы
сами хотели бы его добиться?
6. Любите ли Вы заниматься каким-нибудь
очень трудным делом, чтобы показать, что
Вы способны на это?
7. Могли бы Вы посвятить всего (всю) себя
достижению чего-нибудь выдающегося?
8. Устраивает ли Вас один и тот же круг
друзей?
9. Предпочитаете ли Вы вести жизнь размеренную,
расписанную по часам?
10. Любите ли Вы менять мебель в квартире?
11. Нравится ли Вам делать что-нибудь всякий
раз по-новому?
12. Любите ли Вы "осаживать" того,
кто, на Ваш взгляд, слишком самоуверен?
13. Нравится ли Вам демонстрировать, что
ваш начальник или лицо, почитаемое за
авторитет, оказывается неправым?
Оценка.
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет | |||
1 |
5 |
0 |
5 |
5 |
0 |
9 |
0 |
5 |
2 |
0 |
5 |
6 |
5 |
0 |
10 |
5 |
0 |
3 |
5 |
0 |
7 |
5 |
0 |
11 |
5 |
0 |
4 |
5 |
0 |
8 |
0 |
5 |
12 |
5 |
0 |
13 |
5 |
0 |
Подведение итогов.
Суммируйте полученные баллы:
65 - 35 баллов. Вы - человек, обладающий хорошими
задатками, чтобы эффективно влиять на
окружающих, изменять их мнения, советовать,
управлять ими. Во взаимоотношениях с
людьми Вы чувствуете себя вполне уверенно.
Вы убеждены, что человек не должен замыкаться
в себе, избегать людей, держаться в стороне
и думать только о себе. Вы чувствуете
в себе потребность что-то делать для окружающих,
руководить ими, указывать им на ошибки,
учить их. А тех, кто не разделяет Ваши
принципы, надо убеждать, и Вы это умеете.
Однако Вам необходимо себя контролировать,
чтобы Ваше отношение к людям не принимало
крайних проявлений. Иначе Вы превратитесь
в фанатика или тирана;
30 - 0 баллов. Вы бываете малоубедительны,
даже когда абсолютно правы.
50 способов преодолеть стресс
Все люди страдают от стрессов. Но, пожалуй,
у педагогов стресс - профессиональное
явление. В конечном итоге стресс,
напряжение, тревога вырастают в
проблему, если вовремя не побеспокоиться
об этом. Вот некоторые рекомендации,
как победить стресс, которые дает
Лиза Стьюардс в газете "Дейли экспресс".
Общие советы
Скажите "нет", если Вы действительно
решили не брать дополнительную работу
или не связывать себя дополнительными
обязательствами.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь
из близких.
Напомните сами себе, что Вы человек и
поэтому имеете право на ошибки.
Не уподобляйтесь страусу, не прячьтесь
от собственных проблем.
Не терзайте сами себя.
Если Вы чувствуете, что хотите высказаться,
не глушите в себе это желание. Часто именно
произнесенное слово может успокоить.
Скажите себе: "Нужно расслабиться".
Избегайте фраз типа "Мне нужно это
сейчас, сию минуту". Пусть все идет
своим чередом.
Держитесь настоящего друга или
человека, который понимает Вас.
Запомните - Вы не можете отвечать за настроение
других людей.
Не смотрите на жизнь как на серию неудач:
это всего лишь уроки, которые она дает.
Спросите себя: "Что может случиться
самое плохое?" Затем подумайте, как
Вы поступите, если это произойдет. И Вы
поймете, что сумеете справиться.
Постарайтесь перестать беспокоиться
о том, что находится вне предела Вашего
контроля, над чем Вы не властны.
Дома
Взгляните на фотографии из семейного
альбома, чтобы вспомнить о хорошем.
Посмотрите любимый старый фильм, послушайте
любимую музыку.
Отключите телефон и полежите в теплой
ванне.
Купите сами себе букетик цветов.
Сходите в парк или посидите в саду.
Вспомните самые счастливые мгновения
в Вашей жизни.
Отправьтесь за город.
Позвоните другу с хорошим чувством юмора.
Выпейте бокал хорошего вина.
Позвольте себе что-нибудь вкусное.
Пофантазируйте о чем-нибудь приятном
хотя бы пять минут.
Выберите такое хобби, которое явно отличалось
бы от работы.
Устройте себе спортивную разминку.
Понежьте себя - очень неплохо помогает
массаж.
Сделайте что-либо приятное для своего
друга (подруги).
Напишите все письма, которые собирались
написать месяц назад.
Сделайте сами себе какой-нибудь подарок.
Побывайте у парикмахера. .
Подумайте о том, как Вы питаетесь, и поменяйте
рацион.
Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь,
хорошо позавтракайте.
Неплохое лекарство - эмоции, рождаемые
чувственностью.
Не ходите по магазинам в часы пик.
Купите пару золотых рыбок и любуйтесь
ими.
Купите кассету с шумом дождя, прибоя или
джунглей.
Примите вечером ароматическую ванну.
Сделайте что-нибудь приятное исключительно
и только для себя.
На работе
Иногда обедайте в одиночку, чтобы избежать
разговоров о работе.
Не сердитесь на справедливую критику
и сделайте вывод.
Старайтесь делать так, чтобы обеденный
перерыв был и временем отдыха.
Выбрасывайте безжалостно все лишнее,
что мешает работе (старые бумаги и т.д.).
Купите себе игрушку, напоминающую начальство:
глуповато, но есть на ком сорвать злость.
Время от времени вытяните ноги, поводите
головой из стороны в сторону, выпрямите
спину.
После окончания работы расслабьтесь,
посидите с закрытыми глазами десять минут.