Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:30, реферат
Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей выдающейся деятельностью, как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И
ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: История педагогики и образования
Тема: Педагогические идеи Н.И. Пирогова.
Факультет: управление
Студентки заочной
формы обучения
Ф.И.О. Письменской Натальи Михайловны
Москва 2013
Оглавление
Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования. Своей выдающейся деятельностью, как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.
В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.
Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве , в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.
В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия”. В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.
В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.
Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.
Правительство сделало вид, что оно намерено
использовать опыт Пирогова как педагога,
и назначило его руководителем молодых
людей, подготовлявшихся за границей к
профессуре, но в 1866 году лишило его и этой
должности. Великий хирург, крупнейший
ученый, видный общественный деятель и
педагог, Пирогов должен был удалиться,
еще полный сил, в свое небольшое имение
на Украине, где скончался в 1881 году. /Константинов Н. А. , Медынский
Е. Н. , Шабаева М. Ф. История педагогики.
-М. : Просвещение, 1982. - C. 200-201/.
“Вопросы жизни”
Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании. В статье “Вопросы жизни» (впрочем, как и в других своих педагогических сочинениях ) Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором.
/Н. А. Константинов Е. Н. Медынский М. Ф. Шабаева История педагогики. -М. : Просвещение, 1982. -С. 201 /.
Свою статью Пирогов
начинает с исторической справки
о поисках выдающимися
“В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы? ”. / Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч. , т. I, Киев 1910. -C. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что для своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда страну охватил жесткий экономический кризис.
Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе , и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания , полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”. /Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М. : Учпедгиз, 1949. -C. 33-34/ .
Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот естественно возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию” восьми мелких общественных групп. “ Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более.
Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.
Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.
Вот третий взгляд - старообрядческий . Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется. Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то , что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем , предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.
И прочее, и прочее, и прочее. /Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1985. -C. 32-34/.
Своим изложением “философии”
жизни восьми мелких общественных групп
Пирогов сформулировал
Или согласить нравственно-
Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”. Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы “искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого.... ” “Изменить направление общества есть дело промысла и времени”. Остается третий путь, . т . е “приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе.... , доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой” . Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно “сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов”. В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова. /Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова . - М. : Учпедгиз, 1949. -С. 37-38/.
Подводя итог под вышесказанным,
можно сделать, что наивысшая общественно-историческая
заслуга Пирогова заключалась уже в том,
что он раскрыл и назвал своим именем “торговое
” направление жизни, показал его противоречие
со всем, что еще осталось в жизни “святого”
, раскрыл разлагающее влияние “меркантильного
направления” на подрастающее поколение
и поставил на очередь дня вопрос о том,
что же можно сделать путем воспитания,
чтобы преодолеть развращающее влияние
“торгового направления” в общественной
жизни. Еще раз позволю себе заметить,
что данные высказывания Пирогова (в частности
о дурном влиянии торгового направления
в обществе) крайне точно характеризуют
сегодняшнее положение общества, особенно
положение молодежи.
Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова
Изучение педагогических
сочинений, биографических и автобиографических
данных, оставленных нам Пироговым
, показывает, что на протяжении всей
своей жизни он непреклонно осуществлял
одну основную идею: боролся с сословно-
Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями, прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране. Таким образом , педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии ( в политическом смысле Пирогов не был революционером). /Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова . - М. : Учпедгиз, 1949. -С. 92-93/.
В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова? Я считаю, что наибольший интерес и ценность представляется система образования выдвинутый им. Принцип этой системы заключается в переходе из одной ступени в следующую, высшую и в то же время в законченности образования в каждой ступени. В качестве первой ступени образования идет элементарная начальная двухгодичная школа. Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности путем обучения родному языку, счету и, в частности, развитие наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци. Кстати, Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал, наиболее важно применять принцип наглядности в как можно раннем возрасте. Приведу по этому поводу цитату из статьи Пирогова“О наглядном обучении”. В этой статье Пирогов говорит о способе преподавания естественных наук. “Вообще, главная обязанность педагога заключается преимущественно в том , что бы науку излагать не столько для самой науки, сколько для развития, посредством науки той или другой умственной или душевной способности. Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка, начинающего знакомиться с окружающей его природой. Надобно приучить с ранних лет и его глаз, и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков, характеризующих естественные тела; дайте ему в руки минерал, растение, животное и спрашивайте его, что он видит и что он находит особенного; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом, и задача ваша будет разрешена, цель будет вполне достигнута. ” /Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М. : Педагогика, 1985. -C. 143-144/. По традициям того времени, в программу начальной школы , как и в программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так называемого закона божия, т. е. изучения священной истории ветхого и нового завета. Прогимназии составляют в системе образования, защищаемого Пироговым, вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для всех сословий и классов. Прогимназии , по плану Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.