Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 20:16, реферат
В 4-5 веках в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинистически образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в области педагогических знаний. По характеру своей образованности они мало отличались от своих предшественников - риторов античного мира. Отличия стали очевидными лишь в 6-7 веках. Специфика византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека, деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Эта двойственность педагогической мысли и всего мышления людей того времени - характерная черта тысячелетнего существования Византийской империи.
1. Педагогическая мысль в Византии и ее влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики.
2. Типы школ эпохи Средневековья и Возрождения.
3. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования.
4. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
В 4-5 веках в Византийской империи научную и учительскую деятельность осуществляли эллинистически образованные философы, риторы, которые перенесли в новую эпоху наследие греко-римской цивилизации в области педагогических знаний. По характеру своей образованности они мало отличались от своих предшественников - риторов античного мира. Отличия стали очевидными лишь в 6-7 веках. Специфика византийской педагогической мысли заключалась в слиянии и переплетении античных педагогических идей с представлениями о воспитании человека, деятелей и мыслителей восточной православной церкви. Эта двойственность педагогической мысли и всего мышления людей того времени - характерная черта тысячелетнего существования Византийской империи.
Христианские мыслители ранневизантийского периода были людьми с эллинистическим образованием, полученным в лучших школах Малой Азии, Сирии, Афин и Константинополя. Все античные воззрения на воспитание им были хорошо известны, как и практика эллинского воспитания. В то же время они продолжили линию педагогической мысли Климента Александрийского, Оригена и других христианских мыслителей римской эпохи [3].
Самыми известными отцами церкви христианского Востока того времени, высказывавшими много педагогических соображений, были Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.
Христианские мыслители 4 века рассматривали человеческое тело как вместилище души. Высшее в душе, по их мысли, - ум, «душевная прозорливость», открывающие путь к познанию Бога. Душевные способности необходимо не только воспитывать, но и направлять к достижению истинных, высших целей, поскольку в реальной жизни способности человека становятся «благом или злом» в зависимости от их применения в конкретной ситуации.
Огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли оказал Иоанн Златоуст, один из наиболее известных проповедников идей восточной христианской церкви. Им пропагандировались, с учетом античного наследия, такие методы воспитания, как наставление и беседа. Почти сразу же после его смерти, в начале 5 века, он был назван «вселенским учителем и святителем», однако полной славы достиг в 7 века.
В деле воспитания, считал Иоанн Златоуст, обращаться необходимо к самому божественному в человеке, к тому, что отражает Образ Божий - свободу Воли, нравственность. Вследствие такого подхода он порицал применение в воспитании методов авторитарного давления, принуждения и отдавал предпочтение увещеванию, совету, предостережениям.
Максим Исповедник продолжил линию на соединение эллинистических и христианских педагогических идей. Проблеме воспитания человека в его философско-богословском наследии уделено центральное внимание. По традиции, идущей от античного мира, человека он рассматривал как микромир, как связующее звено между телесным и духовным, т.е. божественным миром. Отсюда следовал вывод, что человек должен формироваться гармонично. От достижения внутренней гармонии в человеке зависят равновесие и порядок во внешнем мире, во всей Вселенной. Этот подход отводил воспитанию новую роль, видя его цель в поэтапном соединении, слиянии человека с Творцом. Содержание образование обнимало «весь мир» и находило свое выражение в Логосе - Божественном слове [4].
Интересные педагогические мысли содержались в трудах Иоанна Дамаскина, выдающегося мыслителя Византии. Иоанн Дамаскин справедливо считается первым христианским средневековым ученым-схоластом. Идеи, высказанные им в трактате «Источник знания», повлияли на западноевропейское богословие, в частности на воззрения Фомы Аквинского и еще в большей мере - на воззрения древнерусских мыслителей. Этот трактат представлял собой собрание философских, богословских и педагогических идей, в котором развивалась мысль о необходимости универсального, энциклопедического и богословского образования.
Большое внимание вопросам воспитания уделял византийский патриарх Фотий, наставник Кирилла и Мефодия - славянских первоучителей - организатор школьного дела. Педагогические высказывания Фотия можно считать типичными для эпохи Средних веков.
Симеон Новый Богослов - византийский религиозный деятель мистического направления, философ и поэт - продолжил восточно-христианскую традицию в развитии педагогической мысли. В отличие от Фотия, он отрицательно относился к светской образованности, хотя сам получил блестящее образование в константинопольской школе, где светские и духовные знания не противопоставлялись. Симеон негативно относился ко всему светскому, отрицая эллиническую школу как образовательное учреждение и ратуя за монастырское обучение.
Крайностям монастырских форм религиозного воспитания и обучения противостоял философ Михаил Пселл. Признавая учение о двух природах человека - земной и небесной, он считал, что образование человека должно проходить два последовательных этапа: изучение наук и низшей природе, завершающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии [3].
Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли можно считать Георгия Гемиста Плифона, в некоторой степени отходившего от идеалов христианства. Он родился в Константинополе, но его деятельность проходила в западной части Византийской империи - Мистре, бывшей древней Спарте, которая в 15 веке стала одним из центров византийской гуманистической культуры. Возникший вокруг Плифона кружок посещали и византийские, и малоазийские, и итальянские гуманисты. Цель воспитания - достижение совершенства, отклоняясь от которого человек впадает во зло. Образованность человека он тесно связывал с его воспитанием, считая, что путь победы зла в себе равен пути развития своих умственных способностей и душевных сил: достижение поставленной цели воспитания невозможно без усилий самого человека, без его стремления к самообразованию .
В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытала Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии продолжала подвергаться влиянию культур других народов. Переплетение разных ветвей культуры человечества придавало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное миросозерцание, внимание к вопросам воспитания, сочетание светского элемента в образовании с христианским вероучением, которое исповедовали эллинистически воспитанные люди, подчиненность церкви и школы власти кесаря - все это было характерно для Византии.
На развитие европейской педагогической мысли оказывали влияние две взаимосвязанные и, одновременно, противоборствующие культуры, которые отражали специфику эпохи:
- духовная,
обусловленная утверждением
- светская, обусловленная утверждением феодализма.
В ходе развития христианства европейская цивилизация распространяется на всю территорию Западной Европы. По завершении этого процесса наступает качественный скачок: Возрождение и Реформация, создавшие предпосылки для перехода мира в Новое время.
XIV-XVI вв.
известны в истории как эпоха
Возрождения, знаменовавшая конец
Средневековья. В общественной жизни
и философской мысли
Гуманизм – ведущее направление в философских учениях эпохи позднего Средневековья, ставшее основным в понимании сущности и целей воспитания. Гуманизм (лат. humanus – «человечный») – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его естественные права: на жизнь, свободу, всестороннее развитие, счастье.
В Италии, колыбели европейского Возрождения, сформировался «гражданский» гуманизм. Его представители – Леонардо Бруни (1370/74-1444), Маттео Пальмиери, Лоренцо Валла (1405/07-1457), Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – считали основной целью воспитания формирование социально активной личности, человека-гражданина, патриота, действующего на благо общества, а истоками воспитания – семью.
Идеал созерцания, свойственный средневековым учёным-схоластам, вытесняется идеалом действия. Основываясь на понимании природы человека как единства его телесной и духовной сущности, гуманисты предлагали для его гармонического развития осуществлять вместе с умственным и нравственным:
- физическое
воспитание, которое наряду с
традиционным развитием тела, укреплением
духа, военной подготовкой
- трудовое воспитание, так как «этим он может приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье» (Л. Альберти).
Новая политическая ситуация в Европе с конца XV в., характеризующаяся утверждением абсолютной монархии, подавляющей личность, ориентировала на проявление гражданской активности, самовыражения человека в научных занятиях. Очагами новой гуманистической культуры становятся кружки мыслителей, деятельность которых объединяла Платоновская академия во Флоренции (1459-1521).
Термин «humanitis» приобретает значение учёности. Переводы и комментарии трудов классической древности стали основным направлением развития культуры Возрождения, получившим название «филологического» гуманизма. Широкие филологические знания, достигаемые в большинстве случаев путём самообразования, дававшие человеку как бы внутреннее освобождение, уводили его вместе с тем от гармонического развития, что в результате привело в конце XVI в. к вырождению гуманистического идеала всесторонне развитой социальной личности в литературную образованность (см. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. – М., 1988. С. 94.).
Ещё в начале XVI века в Англии при Оксфордском университете под влиянием флорентийского платоника образовался кружок Джона Колета (1467-1519), в котором сложилось направление «христианского» гуманизма, ориентированного на противостояние средневековому схоластическому формализму и догматической религиозности в воспитании и образовании. «Христианский» гуманизм оказал наибольшее влияние на философско-педагогические взгляды Эразма Роттердамского (1466/69-1536), Томаса Мора (1478-1535).
В целом, ведущими педагогическими идеями гуманистов различных направлений являлись:
- утверждение
необходимости сочетания
- признание
природного равенства всех
- развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему обретается благородство и знатность (Эразм Роттердамский);
- необходимость
осуществления гармонического
- обучение
и воспитание в школах, основанных
на уважении к личности
- реализация
энциклопедической программы
- опыт,
эксперимент как основа
В начале XVI в. гуманистическая мысль вступает в непримиримое противоречие с движением Реформации по вопросу понимания природы человека, призыва к земной гармонии. Тем не менее, педагогические взгляды и идеи гуманистов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие гуманистических педагогических традиций.