Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 13:19, доклад
Краткое описание
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
В педагогической и психологической
литературе часто встречается понятие
"технология", пришедшее к нам вместе
с развитием компьютерной техники и внедрением
новых компьютерных технологий. В педагогической
науке появилось специальное направление
- педагогическая технология. Это направление
зародилось в 60-е годы в США, Англии и в
настоящее время распространилось практически
во всех странах мира. Появление этого
термина и направления исследований в
педагогике не являются случайностью.
Понятие "педагогическая технология"
может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии
технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология
должна удовлетворять основным методологическим
требованиям - критериям технологичности,
которыми являются:
концептуальность;
системность;
управляемость;
эффективность;
воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии
предполагает, что каждой педагогической
технологии должна быть присуща опора
на определенную научную концепцию, включающую
философское, психологическое, дидактическое
и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность
означает, что педагогическая технология
должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса,
взаимосвязью его частей, целостностью
Управляемость предполагает возможность
диагностического целеполагания, планирования,
проектирования процесса обучения, поэтапной
диагностики, варьирования средств и методов
с целью коррекции результатов.
Эффективность,
указывает на то, что современные педагогические
технологии существуют в конкурентных
условиях и должны быть эффективными по
результатам и оптимальными по затратам,
гарантировать достижение определенного
стандарта обучения.
Воспроизводимость
- подразумевает возможность применения
(повторения, воспроизведения) педагогической
технологии в других однотипных образовательных
учреждениях, другими субъектами.
Структура
педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности
определяют структуру педагогической
технологии, которая включает в себя три
части:
концептуальная основа;
содержательный компонент обучения;
процессуальная часть - технологический
процесс.
Концептуальная
часть педагогической технологии
- это научная база технологии, те психолого-педагогические
идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную
часть технологии составляют цели
- общие и конкретные, а также содержание
учебного материала.
Процессуальная
часть представлена системной совокупностью
следующих элементов:
организация учебного процесса;
методы и формы учебной деятельности
учащихся;
методы и формы работы преподавателя;
деятельность педагога по управлению
процессом усвоения материала;
диагностика учебного процесса.
Сущность
педагогической технологии и требования,
предъявляемые к ней
Как и любая технология, педагогическая
технология представляет собой процесс,
при котором происходит качественное
изменение воздействия на обучаемого.
Педагогическую технологию можно представить
следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание
+ методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация этого
процесса (педагогической технологии)
зависит от требований ведущих дидактических
принципов. Дидактические
принципы, или принципы обучения -
это руководящие положения, принципиальные
закономерности, которые направляют деятельность
преподавателя, помогают определить содержание
обучения, методы и формы обучения. К основным
дидактическим принципам относятся:
принцип научности и доступности
обучения;
принцип системности обучения
и связи теории с практикой;
принцип сознательности и активности
учащихся в обучении при руководящей роли
учителя;
принцип наглядности;
принцип прочности усвоения
знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
Методика
и технология
Педагогика давно искала пути
достижения если не абсолютного, то хотя
бы высокого результата в работе с группой
или классом и постоянно совершенствовала
свои средства, методы и формы. Много веков
назад, при зарождении педагогики, считалось,
что необходимо найти какой-то прием или
группу приемов, которые позволяли бы
добиваться желаемой цели. Так появились
различные методики. Время шло, у практиков
накапливался опыт, они создавали новые,
более эффективные методики. Однако результаты
практической работы по создаваемым методикам
не всегда отвечали все расширяющимся
требованиям.
В результате педагогика накопила в своем
арсенале значительное число эффективных
методик. Однако проблемы стабильности
в обучении, а также достижения каждым
учеником высоких результатов остаются
и по сей день.
Очевидно, что совершенствование методик
надо продолжать, но процесс их накопления
и эмпирического (основанного на практике)
отбора должен быть совмещен с выбором
цели и отработкой системы контроля процесса
обучения. Этому и призвана помочь технологизация
процесса обучения.
Поступательное развитие педагогики открывает
большие возможности в поиске новых средств,
форм и методов обучения и воспитания.
В педагогике постоянно появляются новые
подходы и взгляды на организацию процесса
обучения и воспитания. Это наука - реагируя
на все изменения социальных условий и
требований, она создает все новые и новые
подходы и формы.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее
эффективные пути усовершенствования
учебного процесса, повышения заинтересованности
учеников и роста успеваемости учащихся.
В связи с этим стремлением педагогов
повышать качество обучения все настойчивее
звучит призыв к переходу с отдельных
методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным
на основе методики, технология обучения
имеет серьезные преимущества.
Основой технологии служит
четкое определение конечной цели. В традиционной
педагогике проблема целей не является
ведущей, степень достижения определяется
неточно, "на глазок". В технологии
цель рассматривается как центральный
компонент, что и позволяет определять
степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель
(конечная и промежуточная) определена
очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести
к минимуму ситуации, когда педагог поставлен
перед выбором и вынужден переходить к
педагогическим экспромтам в поиске приемлемого
варианта.
В отличие от ранее использовавшихся
методических поурочных разработок, ориентированных
на учителя и виды его деятельности, технология
предлагает проект учебного процесса,
определяющего структуру и содержание
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методическая поурочная разработка воспринимается
каждым педагогом по-разному, следовательно,
по-разному организуется и деятельность
учащихся. Проектирование же учебной деятельности
учащихся ведет к более высокой стабильности
успехов практически любого числа учащихся.
Методы
обучения и их классификация
Существенной составляющей
педагогических технологий являются методы
обучения - способы упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя
и учащихся.
В педагогической литературе нет единого
мнения относительно роли и определения
понятия "метод обучения". Так, Ю.К.
Бабанский считает, что "методом обучения
называют способ упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых,
направленной на решение задач образования".
Т.А. Ильина понимает под методом обучения
"способ организации познавательной
деятельности учащихся".
В истории дидактики сложились различные
классификации методов обучения, наиболее
распространенными из которых являются:
по внешним признакам деятельности
преподавателя и учащихся:
по степени активности познавательной
деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частичнопоисковый;
исследовательский;
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический;
синтетический.
Близко к этой классификации
примыкает классификация методов обучения,
составленная по критерию степени самостоятельности
и творчества в деятельности обучаемых.
Поскольку же успех обучения в решающей
степени зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, от характера их
деятельности, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
и должны служить важным критерием выбора
метода. В этой классификации предложено
выделить пять методов обучения: