Педагогические условия организации пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить особенности применения пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Определить сущность пальчиковой игры как элемента жизнедеятельности ребенка; выявить особенности пальчиковых игр.
Выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.
Объект исследования: пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие речи и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста будут эффективными, если использовать систему пальчиковых игр.

Содержание

Введение
3
1.
Теоретические аспекты развития мелкой моторики и речи детей посредством использования пальчиковых игр

1.1.
Научные исследования влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики и речи детей
5
1.2.
Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
7
1.3.
Группы пальчиковых игр
9
2.
Педагогические условия организации пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

2.1.
Основные принципы проведения и этапы разучивания пальчиковых игр
11
2.2.
Методы работы при проведении пальчиковых игр
12
2.3.
Организация предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями
14
Заключение
16
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работа. Развитие мелкой моторики и пальчиковые игры..docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

 

Приложение 1

Игры – манипуляции

«Мы делили апельсин…»

(левая рука в кулачке, правая, её обхватывает)

 Много нас – а  он – один

 Эта долька – для  ежа

(правой рукой поочередно  разжимаем пальчики на левой  руке)

 Эта долька – для  чижа 

 Эта долька – для  котят

 Эта долька - для утят

 Эта долька - для бобра

 А для волка –  кожура!

(встряхиваем обе кисти)

«Пальчик – мальчик, где ты был?»

Пальчик мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

(Ребёнок проговаривает  слова, трогая или сгибая по  очереди пальцы в кулачок)


Сюжетные пальчиковые упражнения

«Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки (прижимают пальчики друг к другу, затем медленно раскрывают).                                                     Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (производят колебательные движения  пальцами).                            Наши алые цветы закрывают лепестки (образуют бутон).                                                      Тихо засыпают, головой качают         (круговые движения кистями).

«Семья»                                                                     

Этот пальчик – дедушка,               Этот пальчик – бабушка,               Этот пальчик – папа,                       Этот пальчик – мама,                     Этот пальчик – я,                                  Вот и вся моя семья!


Приложение 2

Пальчиковые игры, используемые в специально-организованной деятельности

«Строю дом»

Молоточком постучу,

Гвоздики заколочу,

Буду строить дом-дом,

Буду жить я в нем, в нем!

«Мы сегодня рисовали…»

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.


Пальчиковые игры, используемые во время режимных моментов, самостоятельной игровой деятельности детей

Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трем-трем,

Мы капустку жмем-жмем.

На подушку головой –

Глажу, глажу лобик свой.

Глазки закрываю, быстро засыпаю.

Водичка, водичка,

(подставить ладони под  воображаемую струю воды)

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.


Приложение 3

Консультации, рекомендации для родителей

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Подготовка к школе включает в себя помимо обучения письму и счету, также развитие полезных для обучения письму навыков, а именно – мелкой моторики пальцев. Для развития мелкой моторики необходимо: рисование, занятия лепкой, глины, теста, массаж кончиков пальцев, пальчиковая гимнастика, нанизывание бусин, застегивание пуговиц, конструирование из бумаги, катание мелких камешков или шариков пальцами, раскрашивание.

Мы редко задумываемся, выбирая на полках магазинов мелкие игрушки для наших детей. Мы руководствуемся принципами внешней привлекательности игрушек. А между тем множество педагогов и методистов придумывает их, стараясь сделать максимально интересными и полезными для развития мелкой моторики - основы хорошей речи в будущем.

Важно развивать мелкую моторику рук с самого раннего возраста – ведь центры, отвечающие за речь и движение пальцев в головном мозге, расположены рядом. Стимулируя мелкую моторику рук, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

Многое сделала для развития этого направления в педагогике итальянская женщина, врач-педиатр Мария Монтессори.

В своей работе с детьми она опиралась на три принципа:

  • формирование интереса у детей к игровой деятельности;
  • индивидуальный подход;
  • упор на сенсорное развитие.

     Чтобы заинтересовать  ребенка на этом этапе обучения, важно превратить занятия в  увлекательную игру – тогда  ребенок будет с радостью выполнять  полезные упражнения на развитие  моторики.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр

с ребенком дома

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Педагогические условия организации пальчиковых игр, как средства развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста