Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 21:19, реферат

Краткое описание

В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества других проблем обучения и воспитания школьников.
Все большее количество детей приходит в школу, уже имея те или иные заболевания. За период обучения ребенка в школе, его здоровье ухудшается еще больше. По статистическим данным, в России 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

1 часть.docx

— 43.01 Кб (Скачать файл)

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Таким образом, многообразие концептуальных идей здоровьесберегающих технологий, рассмотренных нами в параграфе, определяет значимость данной проблемы в педагогической науке.

 

I.2. Педагогические условия здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

 

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Из числа здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным. []

Характерными чертами, которой является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала.

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз – рука».

Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.

Одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровье- сберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

1 этап – создание  оптимальных санитарно-гигиенических  условий:

- Соблюдение теплового режима;

- Поддержание в помещениях школы  чистоты;

- Соблюдение нормативов освещенности  в классах;

- Соблюдение гигиенических норм  и правил обучающимися;

- Организация здорового, витаминизированного  и разнообразного питания обучающихся школы;

- Осуществление мер, предупреждающих  распространение инфекционных заболеваний  обучающихся;

2 этап - условия для здоровья  на уроках:

Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

- Формирование правильной осанки;

- Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

- Физкультминутки ;

- Использование мебели, соответствующей  росту обучающихся;

Морально–психологические:

- Деловая, деятельная атмосфера;

- Уверенность в успехе;

- Доброжелательность;

- Раскованность (отсутствие всяческих  психологических «зажимов»).

3 этап - формирование социально-психологического  климата в классе, отвечающего  следующим требованиям:

- Перспективность, оптимистичность;

- Жизнерадостность;

- Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной  деятельности;

- Защищенность обучающихся;

- Дух сотрудничества;

- Построение оптимальных целесообразных  отношений учитель – ученик.

4 этап - изменение подходов  к урокам физической культуры  и их совершенствование в следующих  направлениях:

- Увеличение объема физической  нагрузки на уроке за счет  повышения плотности, моторности, динамичности  уроков;

- Нацеленность на конкретные  результаты физического развития  каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

- Активное включение и использование  идеи состязательности свойственной  детям школьного возраста;

- Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

- Увеличение доли времени на  улучшение осанки.

5 этап - во внеклассной  спортивно-массовой работе достичь  массовости, всеохватности обучающихся  в спортивных секциях.

Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

- Проведение два раза в год  «Дня здоровья» - спортивного праздника  как комплекса эстафет, соревнований  и туризма;

- Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;

- Культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как  важное дополнительное средство  расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;

- Использование перемен для  расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные  игры);

- Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление  лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.

6 этап - программа здоровья  учителя, которая включает в себя:

- Творческую активность;

- Поддержание благоприятного морально-психологического  климата;

- Организацию здорового досуга;

- Занятия физической культуры  и спортом;

- Апробирование приемов и средств  оздоровления организма.

7 этап - пропаганда здорового  образа жизни:

- Формирование физиологии здоровья;

- Обучение способам оздоровления  организма;

- Раскрытие значения взаимодействия  человека с окружающей средой.

8 этап - установление взаимосвязи  с медицинскими учреждениями  для решения общих задач:

- Проведение медосмотров врачами  комплектующего центра;

- Профилактика инфекционных заболеваний;

- Организация медицинского ликбеза  через классные часы, встречи  с медицинскими работниками;

- Обучение участников образовательного  процесса оказанию первой медицинской  помощи.

9 этап - работа с родителями:

- проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями  по созданию установки на совместную  деятельность с целью решения  психолого-педагогических проблем  развития ребенка;

- вооружение родителей основами  психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в  создании благоприятной экологической  и психологической среды в  семье;

- включение родителей в воспитательный  процесс;

- привлечение внимания обучающихся  и их родителей к проблемам  здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

 


Информация о работе Педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы