Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:43, реферат
Рассматривается понятие дизайнерских умений будущих педагогов дизайна. Определен комплекс педагогических условий, реализация которого способствует формированию дизайнерских умений будущих педагогов дизайна. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию дизайнерских умений будущих педагогов дизайна в университете на основе изучения композиционного формообразования.
Аннотация
Рассматривается понятие
дизайнерских умений
будущих педагогов дизайна.
Определен комплекс
педагогических условий,
реализация которого
способствует формированию
дизайнерских умений
будущих педагогов дизайна.
Представлены результаты
опытно-экспериментальной
работы по формированию
дизайнерских умений
будущих педагогов дизайна
в университете на основе
изучения композиционного
формообразования.
Ключевые
слова
дизайнерские умения,
педагог дизайна, композиционное
формообразование, педагогические
условия, формирование
дизайнерских умений
Развитие
общества на современном этапе требует
значительного повышения
Целью проведенного нами исследования было выявить и обосновать педагогические условия реализации модели формирования дизайнерских умений студентов университета на основе изучения композиционного формообразования, которые мы апробировали в ходе экспериментальной работы в группах по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)».
Под педагогическими условиями Е.В.Яковлев и Н.О.Яковлева понимают совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности, и отмечают, что условия – это всегда внешние по отношению к предмету факторы [1].
Первое
педагогическое условие связано с мотивацией студентов
к познавательной самостоятельности и
творческой профессиональной (проектной)
деятельности. Данное условие было направлено
на создание положительной мотивации
к учению, вовлечение студентов в процесс
расчета индивидуальной шкалы достижений,
развивая рефлексивную функцию. Это условие
создавалось за счет различных видов актуализации:
информационно-содержательного (использование
опорных логических блок-схем лекций,
видеофрагментов лекций и учебных пособий,
обучающих программ и др.), организационно-
Мотивационно-ценностный компонент показывает наличие мотивации и потребности к получению высокопрофессиональной подготовки будущего педагога профессионального обучения. В мотивационно-ценностный компонент включен ряд показателей: ориентация на профессию как ценность; высокая мотивация к достижению результатов; ценностное отношение к педагогической дизайнерской деятельности.
Познавательно-операциональный компонент выявляет уровень общих знаний и умений о дизайн-проектировании, раскрывает способность к применению дизайнерских умений в творческой деятельности. Показатели познавательно-операционального компонента: знания законов, правил, приемов композиционного формообразования, операционных действий в процессе художественной, конструкторской и проектной деятельности.
При формировании дизайнерских умений у будущих педагогов дизайна следует использовать разнообразные методы обучения. В учебной деятельности: объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, дискуссионный, игровой, тренинговый; в научно-исследовательской – исследовательский, поисковый, проектный.
Основными средствами
формирования дизайнерских умений у
будущих педагогов дизайна
Второе педагогическое условие, выделенное нами - организация дизайнерской развивающей среды, включающая творческую деятельность с использованием художественных материалов, разнообразных по свойствам и технологиям - способствует развитию креативности, оптимизирует использование учебного времени, содействует накоплению у студентов опыта самообразования, формированию устойчивых теоретических и ассоциативных знаний и умений, овладению художественными материалами и их технологиями (традиционные и нетрадиционные), творческими способами. Преподаватель становится помощником в работе, консультантом по определенным вопросам, его активность уступает место активности студентов. Основными средствами реализации данного условия являются технологии интерактивного обучения (имитационные и деловые игры, мозговой штурм, тренинги и др.). Особое внимание при этом уделяется использованию электронного учебника, включающего требования к организации учебного материала, предметному компоненту, разработке заданий, осуществлению контроля. Данное условие оказывает положительное влияние на творческо-исполнительский компонент.
Творческо-исполнительский компонент характеризует результаты формирования дизайнерских умений будущих педагогов дизайна на основе изучения композиционного формообразования. Показатели творческо-исполнительского компонента: творческая инициатива; нахождение нестандартных решений; использование художественных материалов, разнообразных по свойствам и технологиям; самостоятельность; самооценка способностей в дизайнерской деятельности.
Третье педагогическое условие предполагало реализацию учебно-методического комплекса по изучению композиционного формообразования, обеспечивающего процесс формирования дизайнерских умений будущих педагогов дизайна. Данное условие дает возможность самосовершенствования личности обучаемого, развивает опыт управления собственной учебной деятельностью, придает процессу обучения гибкость и комфортность, обеспечивая лучшее восприятие материала изучаемой дисциплины, при непосредственном участии студента. Продуктивное сотрудничество, характеризуемое согласованностью программы действий, разделением функций, поддержанием социально значимой активности партнеров и т.д., обеспечивается дифференциацией ответственности участников образовательного процесса, ролевой персонификацией, реализуется в совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей формах. Содержательная сторона сотрудничества преподавателя и студента отражается в учебно-методическом комплексе дисциплины, который является основой организационно-методического обеспечения учебного процесса, важным фактором укрепления и развития информационного пространства и ресурсного обеспечения, основным посредником между преподавателем и студентом при индивидуализированном обучении. Данное условие способствовало совершенствованию познавательно-операционального и творческо-исполнительского компонентов.
Результативность
предложенной модели формирования дизайнерских
умений будущих педагогов дизайна
оценивалась посредством
Эффективность сформированности дизайнерских умений студентов оценивалась нами по результатам начального, промежуточного и заключительного срезов, в ходе которых мы отслеживали динамику статистических данных, отражающих продвижение студентов в процессе формирования дизайнерских умений. Данные замеры проводились с использованием методик констатирующего этапа эксперимента.
Наглядно динамика сформированности дизайнерских умений студентов в контрольной и экспериментальных группах представлена на рис. 1 и рис. 2.
Полученные
результаты позволяют сделать вывод
о том, что у большинства студентов
экспериментальных групп
Рис. 1.
Распределение студентов
контрольной и
экспериментальных
групп по уровню сформированности
дизайнерских умений (начальный
срез)
Рис.2 Распределение студентов контрольной и экспериментальных групп по уровню сформированности дизайнерских умений (заключительный срез)
Таким образом, данные, полученные нами в результате проведенной работы, позволили выявить положительную тенденцию в формировании дизайнерских умений будущих педагогов дизайна с использованием разработанной модели и педагогических условий ее реализации. Так, число студентов, имеющих низкий уровень дизайнерских умений, сократилось в КГ на 20,0%; в ЭГ1 – на 37,2%; в ЭГ2 – на 33,4%; в ЭГ3 – на 50,6%. Количество студентов, обладающих средним уровнем сформированности исследуемого качества сократилось в КГ на 5,3%; в ЭГ1 – на 3,9%; в ЭГ3 – на 6,7%; в ЭГ2 оно повысилось на 4,8%. При этом произошло существенное увеличение числа студентов с высоким уровнем дизайнерских умений, особенно в экспериментальной группе ЭГ3 (на 57,3%), где помимо модели учитывались все условия. В КГ высокий уровень повысился на 26,6%; в ЭГ1 – на 33,4%; в ЭГ2 – на 28,6%. Изменения, произошедшие в КГ менее существенны, что подтверждает необходимость внедрения разработанной модели на фоне педагогических условий ее реализации.
Таким образом, формирование дизайнерских умений студентов университета на основе изучения композиционного формообразования осуществляется эффективнее при использовании специально разработанной модели и педагогических условий ее реализации.