Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 14:11, автореферат
Актуальность исследования. В настоящее время особое беспокойство вызывает устойчивая тенденция снижения качества российского образования на всех его уровнях: в общеобразовательной и высшей школе. Тенденция таит серьезную угрозу национальной безопасности России и должна быть преодолена самым решительным образом. В связи с этим Государственными образовательными стандартами общего среднего образования нового поколения как социальный заказ системе педагогического образования определена задача подготовки учителя, осознающего общественную значимость личной педагогической деятельности и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту и способного решать профессиональные задачи самостоятельно, творчески, компетентно, на уровне мировых стандартов.
Методологическую основу исследования составили:
– на философском уровне – идеи о природно-культурной сущности человека и условиях ее развития как основы профессиональной деятельности человека;
– на общенаучном уровне – основные положения научного познания (В.Ф. Берков, Е.К. Войшвилло, А.А. Глебов, В.П. Кохановский, А.Г. Спиркин и др.); идеи компетентностного подхода в образовании (Л.С. Гребнев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, А.А. Леонтьев, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.); концепты системно-кибернетического подхода к исследованию сложных систем с целью разработки стратегий управления ими (П.Ю. Конотопов, Ю.В. Курносов);
– на конкретно-научном уровне – теоретические положения профессионального и общего начального образования, изложенные в нормативных и программных документах федерального уровня; выводы о специфике компетентной педагогической деятельности (Аристотель С., С.М. Годник, Г.А. Козберг, А.А. Леонтьев, С.М. Маркова, И.Г. Песталоцци, Т.С. Полякова, В.А. Сластенин, Л.Д. Столяренко, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.); личностный, деятельностный, компетентностный подходы к отбору содержания и средств профессионального образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.В. Сериков и др.);
– на технологическом уровне – концепты личностно-деятельностного, личностно-развивающего подходов в образовании (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, Дж. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков, Н.И. Чуприкова и др.); положения об адекватности учебно-познавательной деятельности логике научно-исследовательской (Ж. Верньё, В.В. Давыдов, Г.И. Рузавин, А.М. Сохор, С.А. Шапоринский, С.А. Яновская и др.).
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе (1998–2004 гг.) – пропедевтическом – определялись исходные параметры исследования (проблема, цель, задачи, методологические подходы к изучению теоретико-эмпирического материала), осуществлялись изучение и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; формулировались идеи и направления, гипотеза, задачи исследования; осуществлялась разработка основных теоретических положений исследования.
Второй, этап (2004 – 2010 гг.) – опытно-экспериментальный – был связан с проведением опытно-экспериментальной работы, в ходе которой проверялась и уточнялась гипотеза, выявлялись и анализировались особенности процесса формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов в вузе. Осуществлялся эксперимент, в процессе которого были апробированы педагогические условия формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов в вузе. На этом этапе были реализованы диагностический, констатирующий, формирующий этапы опытно-экспериментальной работы, проводился контрольный срез с привлечением методов наблюдения, тестирования, анкетирования.
На третьем этапе (2010 – 2011 гг.) – обобщающем – систематизировались результаты проведённого исследования, формулировались выводы экспериментальной работы; оформлялись методические рекомендации по формированию предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов в вузе, осуществлялось научное и литературное оформление диссертационного исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Ведущими методами исследования были анализ, синтез, обобщение, интегрирование, абстрагирование, моделирование и конкретизация.
Базу исследования составили: начальные классы общеобразовательных школ г. Таганрога и районов Ростовской области, факультеты педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова» и его Вешенского филиала. Научным экспериментом было охвачено 405 участников: 36 учителя начальных классов, имеющих высшее педагогическое образование, 64 учителя начальных классов, имеющих среднее педагогическое образование и обучающиеся на факультете педагогики и методики начального образования по заочной форме обучения, и 305 студентов факультета педагогики и методики начального образования, обучающиеся по дневной форме обучения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Актуальным компонентом
профессиональной
2. Основные методологические требования к составлению и реализации Программы формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов состоят в следующем:
– в содержании обучения основополагающие учебный предмет абстракции и специфика оперирования ими представлены в логике их научного генезиса;
– методами обучения систематически и явно реализуется специфический по происхождению данных и разнообразию их носителей информационный ресурс когнитивного пространства: (а) концепты психологических основ развития мышления субъекта обучения; (б) концепты психолого-педагогических основ адекватности постижения субъектом обучения смыслов понятий; (в) концепты общелогических основ адекватного раскрытия субъекту обучения понятийного аппарата предмета; (г) концепты психолого-дидактических основ овладения субъектом обучения предметом на понятийном уровне; (д) концепты методологических основ овладения субъектом обучения предметом на понятийном уровне.
3. Функционально-содержательные характеристики формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов в вузе как педагогически управляемого процесса состоят в том, что формирование предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов в вузе:
– регламентируется принципами профессиональной направленности обучения, фундаментальности образования, интеграции учебных знаний из различных дисциплин, системности и целостности знаний, единства научного и образовательного процессов и «педагогизации» образования при условии их научно-обоснованной комплексной реализации;
– направляется системой целевых модулей, в которой каждый состоит из интеграции целей, ориентированных на усвоение: а) теоретического описания предмета; б) "оперативных схем мышления", фиксирующих объективно существующие в предмете связи; в) основ умения компетентно использовать схемы;
– требует презентации предмета в виде развитой теории, основными характеристиками которой согласно современной методологии науки являются органичное сочетание культурологического, философского, историко-логического, методологического, конкретно-научного и психолого-педагогического аспектов научного описания предмета и соответствие границ абстрагирования каждого познаваемого свойства объекта познания четко оговоренным критериям;
– реализуется системой средств и методов, достаточной для рефлексии будущим учителем начальных классов процессов усвоения: психолого-педагогических знаний по развитию личностно-смысловой сферы младшего школьника в процессе познания предмета; научно-обоснованной концепции содержания центрального понятия предмета; общелогических принципов и нормативов оперирования терминами и материализующими их знаками.
4. Механизмом формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов является операционально структурированная технология обучения предмету, обеспечивающая сознательное усвоение студентами: а) теоретических основ предмета общего начального образования в виде развитой теории; б) знания психолого-педагогического аспекта процесса усвоения научно-теоретических основ предмета на конкретных образовательных уровнях – профессиональном и общем начальном; в) умений профессионально реализовать образовательный потенциал предмета, то есть в соответствии с заявленными в Стандарте НОО требованиями.
Научная новизна результатов исследования:
– в концептуально-методологическ
1. Впервые описан феномен
2. Известные педагогической
3. Усовершенствована вузовская подготовка будущего учителя начальных классов к реализации системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников математике внедрением в неё специально разработанной образовательной технологии, обеспечивающей усвоение учебного содержания в логике научно-исследовательской деятельности.
– в научно-педагогическом аспекте:
1. Научно-педагогические основы вузовской подготовки учителя начальных классов к предметно-образовательной деятельности расширены обобщенной моделью предметно-образовательной компетентности учителя.
2. Научно-педагогические
представления о средствах
3. Научно-педагогические представления о технологиях обучения будущего учителя начальных классов в вузе углублены системой организационно-технологических регулятивов процесса формирования предметно-образовательной компетентности учителя начальных классов:
1) изучение предмета начинается с содержательной и разноплановой презентации статуса предмета, во-первых, в системе культурологических знаний, во-вторых, в системе научных знаний, в-третьих, в системе профессиональных знаний учителя начальных классов; завершается изучение предмета кратким обзором его ключевых положений и обсуждением потенциала предмета для развития и воспитания младших школьников;
2) на каждом этапе изучения предмета студенты заранее информируются о специфике предстоящей самостоятельной работы (конкретизированы частные цели этапа, их связь с приоритетной целью изучения предмета и возможные объективные затруднения по достижению целей, названы средства и методы достижения целей) и обучаются решать соответствующие ему типы заданий из содержания обучения предмету в начальной школе, раскрывая при этом дискурсивно все существенные связи активно и вполне адекватно теоретическим основам;
3) изучение теоретического компонента предмета начинается с раскрытия: логики его содержания, стратегии его предъявления и установок компетентного усвоения знаний; в процессе изучения компонента каждый студент имеет возможность: самостоятельно обобщить результаты коллективной работы; сравнить свой вариант обобщения с другими возможными вариантами и участвовать в обсуждении вариантов с целью выбора оптимального и усвоения схемы формирования его у младшего школьника природосообразно, в логике личностно-ориентированного подхода;
4) в процессе изучения каждого структурного элемента теоретического компонента предмета студенты релевантно получают информацию о реализуемых средствах познания и у них целенаправленно совершенствуется знание характеристик владения предметом на высоком профессиональном уровне.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что:
– разработанная модель предметно-образовательной
компетентности учителя начальных
классов дополняет и
– разработанная система условий комплексной реализации принципов организации вузовской подготовки учителя способствует решению проблем оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности учителя на разных ступенях непрерывного профессионального образования;
– разработанная система уровней, критериев и показателей сформированности предметно-образовательной компетентности учителя может быть использована в разработках методик диагностики уровней профессиональной компетентности учителя;