Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 11:00, доклад
Доклад по педагогике, рассматривающий основные понятия педагогического процесса и дидактического обучения
■всемерной активизации действий
и психологической активности,
которые лежат в основе развиваемых качеств
и способностей. Внимание можно развить
только систематическим поддержанием
его, память — запоминанием, мышление
— решением интеллектуальных задач, от
которых «трещит голова», смелость —преодолением
робости и страха в воспринимаемых повышенно
опасными ситуациях и пр.;
■связи с жизнью, практикой — чем больше учебная деятельность имеет такие связи, тем эффективнее идет процесс личностного и профессионального становления;
■активизации адекватных самооценок — приучением к постоянной самооценке, оценке по делам и успехам, по мнениям окружающих о себе, пониманию своих сильных и слабых индивидуальных особенностей.Все принципы взаимосвязаны и нуждаются в согласованном применении .
4. Ю.К.Бабанский в своих исследованиях выделил следующие составные
элементы процесса обучения:
8
1. Целевой компонент (цели и задачи обучения).
2. Стимулирующе - мотивационный компонент (интересы, мотивы
учения).
3. Содержание обучения (учебный план, учебные программы, учебники).
4. Операционно-деятельностный компонент (методы, средства и формы
организации обучения).
5. Контрольно-регулировочный компонент (контрольные, практические
работы, опросы, зачеты, экзамены, самоконтроль).
6. Оценочно-результативный компонент (оценка, самооценка,
коррекция).
На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение - вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вида обучения является Я. А. Коменский. Основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.Структура процесса обучения.бабанскийВыявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры. Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания. Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования. Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.
Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой;
2) стимулирующе-мотивационный;
3) содержательный;
4) операционно-действенный;
5) контрольно-регулировочный;
6) оценочно-результатовный.
Эти компоненты отражают весь процесс
взаимодействия педагога и обучаемых
от постановки цели обучения до анализа
его результатов. Целевой компонент
процесса обучения представляет собой
постановку педагогом и принятие
обучаемыми целей и задач изучения
темы (раздела, курса, учебного предмета).
Цели и задачи процесса обучения определяются
социальным заказом, уточняются на основе
требований государственных