Педагогический процесс, как целостная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову более существенные из них:
задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение. 

Для того, чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову более существенные из них:

  • задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;
  • задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;
  • задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;
  • задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.
  • задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;
  • задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Педагогический процесс, как целостная система.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.  

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Принцип целостности – основа педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности.

 

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.

 

К принципам организации педагогического процесса относятся:

 

- принцип гуманистической  направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

- принцип связи педагогического  процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи  теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности  как требование соответствия  содержания, форм и методов образования  современному уровню развития  науки и техники;

- принцип ориентации  педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает  организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности  обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию  сочетания коллективных, групповых  и индивидуальных  форм организации  педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

- принцип наглядности  как отражение взаимозависимости  интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

- принцип эстетизации  всей детской жизни, прежде всего  обучения и воспитания, предполагающий  формирование у воспитанников  эстетического отношения к действительности  как основы отношения нравственного.

 

К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:

- принцип сочетания  педагогического управления с  развитием инициативы и самостоятельности  воспитанников;

- принцип сознательности  и активности учащихся в целостном  педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;

- принцип уважения к  личности ребенка в сочетании  с разумной требовательностью  к нему;

- принцип опоры на  положительное в человеке, поддержки  сильных сторон его личности;

- принцип согласованности  требований семьи, школы и общественности  к ребенку, обязывающий педагога  добиваться сбалансированности, гармоничности  внешних влияний на него;

- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;

- принцип посильности  и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;

-   принцип учета  возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников при организации их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Функции целостного  педагогического процесса.

 

Доминирующая функция процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Движущие силы.

 

Движущей силой педагогического процесса являются внутренние противоречия. Они делятся на объективные и субъективные.

  Главным объективным противоречием является несоответствия (между коллективом и личностью, между большим потоком информации и возможностью применения).

Субъективные внутренние противоречия возникают от отставания от быстро меняющихся условий (между ростом духовного мира и устаревшей системой эстетического развития).

  Основной закон педагогического процесса, как и в воспитании, - обязательное присвоение младшему подрастающему поколению социального опыта старшего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5) Закономерности педагогического  процесса.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса  могут обусловливаться социальными  условиями (характер воспитания и обучения в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); природой человека (формирование личности ребенка протекает в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей); сущностью воспитательного процесса (процессы воспитания, обучения, образования и развития личности неотделимы друг от друга; взаимосвязь социальной  группы и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Принципы педагогического  процесса.

К принципам организации педагогического процесса относятся:

 

- принцип гуманистической  направленности педагогического  процесса, требующий подчинения  обучения и воспитания задачам  формирования и развития всесторонне  развитой личности;

- принцип связи педагогического  процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

- принцип научности  как требование соответствия  содержания, форм и методов образования  современному уровню развития  науки и техники;

- принцип ориентации  педагогического процесса на  формирование в единстве знаний  и умений, сознания и поведения  воспитанников, что предполагает  организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались  бы в истинности и жизненной  силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

- принцип коллективности  обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию  сочетания коллективных, групповых  и индивидуальных  форм организации  педагогического процесса;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

Информация о работе Педагогический процесс, как целостная система