Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:18, курсовая работа
Цель работы: выявить основные признаки, характеристики педагогического мастерства современного учителя.
Задачи:
Рассмотреть особенности педагогического мастерства в современном мире;
Изучить влияние школы на формирование педагогического мастерства;
Выделить требования, предъявляемые к современному учителю
Введение
Глава 1. Системный подход к пониманию изученности педагогического мастерства с позиции истории педагогов………………………………………5
Система работы К.Д. Ушинского……………………………………....5-7
Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко…………8-14
Глава 2. Теоретические основы педагогического мастерства………………..15
2.1. Педагогическое мастерство учителя в современном мире………...15-17
2.2. Особенности современной школы и ее влияние на формирование педагогического мастерства…………………………………………………17-21
2.3. Требования к современному учителю……………………………….21-23
2.4. Пути достижения педагогического мастерства……………………..23-29
Практическая часть……………………………………………………………...30
Заключение…………………………………………………………………...31-32
Список литературы……………………………………………………………...33
Практическая часть
Когда я проходила практику в школе №9 по предмету «информатика», у учителя Чусовитиной Ларисы Викторовны. По моему мнению, она показывала педагогическое мастерство по преподаванию предмета. У нее был свой подход к каждому ученику, она позволяла себе вместе с ними посмеяться над какой – нибудь шуткой. Она не разговаривала с ними приказным тоном, но она разговаривала с ними так, что им всем было интересно на ее уроках. Она за урок успевала буквально все. В начале урока провести небольшую самостоятельную работу на закрепление предыдущего материала, затем проверить домашнее задание, которое было задано, потом рассказать новую тему и продемонстрировать практику за компьютерами. Таким образом, я думаю, дети все учили, потому что знали, что будет проверочная. Даже если кто - то не успевал, сдать во время домашнюю работу она давала еще пару дней чтобы. Дети также могли общаться с ней в социальных сетях, это тоже хорошо тем, что если кто не понял, как выполнять работу могли спросить у нее по социальным сетям. И я думаю, что она показывает настоящее педагогическое мастерство, так как практику я проходила в разных школах и другие учителя преподавали одинаково. То, есть к ученикам они относились просто как к ученикам. Они не позволяли себе шутить с ними или еще что - то подобное, они просто рассказывали свой предмет.
Заключение
Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Однако, учитель в гораздо более высокой степени, чем артист, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова. При этом в отличие от актёра, он вынужден работать в режиме обратной связи: ему постоянно задают разнообразные вопросы, в том числе коварные, и все они требуют исчерпывающих и убедительных ответов. Настоящий учитель, Учитель с большой буквы - это личность, рождающая, формирующая другие личности (в идеале - совместно с семьёй). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества.
Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности;
Профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого- педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура;
Профессионально-важные
качества личности: организованность,
социальная ответственность, коммуникативность,
прогностические способности, способность
к волевому воздействию, эмоциональная
отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия
на свое поведение, профессионально-педагогическое
мышление, техническое мышление, произвольное
внимание, педагогическая наблюдательность,
самокритичность, требовательность, самостоятельность,
креативность в области педагогической
и производственно-
Психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, экстравертированность, пластичность.
Список литературы