Педагогическое наследство А.С.Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов. Спектр научных интересов Макаренко на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

Содержание

1.Введение
2.Основные и педагогические принципы А.С. Макаренко.
3. А. С. Макаренко о требованиях к личности учителя
4. Заключение

5.Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Макаренко.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

     Вот некоторые из приемов,  которые применял Макаренко:

  а)    Метод — «атака    в лоб»,    варианты   «атаки    в лоб».  Этот метод применялся  Антоном Семеновичем к сильным  духом воспитанникам.

 б) Метод  «обходного движения», когда «против  личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить фронтально человека  нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я    против    него,    и    человек    может    сломаться. . .»,

 в) Важным средством  воспитания Антон Семенович считал  «воздействие словом». Он научился  произносить  самые простые  слова и фразы   («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и  др.) с двадцатью нюансами. Макаренко  обладал ораторским талантом, был  мастером импровизированной речи.

г)   Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике, одним из первых в педагогике выявил, обосновал     и   на   практике     использовал   фактически     все элементы педагогической техники.

д)   А. С. Макаренко   считал,    что нет и быть    не может  какого-то    уединенного   и   универсального    педагогического  средства, что все методы и приемы   воспитания динамичны, диалектичны,  и  эффект  каждого из них во многом зависит от того, кем, когда и в какой конкретной ситуации, по отношению к каким  воспитанникам  они  применимы. Шаблоны, трафарет противопоказаны  педагогической   деятельности,  творческой по самой своей природе.                                                                      

Также решительно    выступал    А. С. Макаренко   против                            попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.

  Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее.  Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.                                                                                       

           е) Интересен и «метод переключения страстей» или  перспектив.                                                                                         

Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко.

    Особое внимание  в своей педагогической практике  и попытках её теоретического  обобщения Макаренко уделял роли  учителя в образовательном процессе, считая, что лишённый  своеобразно  трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.

       4.  Заключение

Мы рассмотрели  главные принципы, мысли, идеи Макаренко  и требованиях к личности учителя. Педагог должен быть гуманистом, считает  Макаренко, - ему необходима вера в  человека и его добрые, светлые  силы. 

Актуальны ли его идеи сейчас?   Да и можно ли говорить в наше время о педагогической системе, основанной на марксистско-ленинских  принципах? Применимы ли принципы Макаренко  в отношении личности педагога к  сегодняшнему дню?

Я думаю, что требования Макаренко  к личности учителя актуальны  во все времена, потому что содержат мысли, которые человечество пронесло через все время своего существования.

Прежде всего, это уже названные  требования к учителю быть гуманным человеком, воспринимать ребенка с  позитивной стороны. Думаю, особых комментариев эта идея Макаренко не требует.

Большое место в воспитании Макаренко  отводит коллективу – как педагогическому, так и ученическому.  Эта мысль  в полной мере применима к сегодняшнему дню. Макаренко говорит, что педагог  должен, прежде всего, воспитывать именно коллектив. А что представляет собой  современное общество, хотя бы нашей  страны? Его можно образно назвать  «толпой одиночек». И насколько  же важно для учителя воспитывать  именно коллектив детей, всеми своими действиями и поступками приобщать  их к мысли, что они – коллектив,  крепко спаянный товариществом и  дружбой. Если в наше время молодое  поколение будет подрастать с  мыслями о дружбе, верности, отзывчивости, взаимопомощи, то, может быть, и жизнь  в нашей стране станет лучше? И  само собой, коллектив учеников может  воспитывать только коллектив учителей, поскольку учитель – всегда пример для своего ученика во всем.

Макаренко считал, что педагог должен воспитывать человека-деятеля, строителя  нового общества. Во времена Макаренко  это будущее общество считалось  коммунистическим. Мы можем сделать  поправку на то, что сейчас ситуация другая и коммунистическое будущее поставлено под большое сомнение, но ведь многое здесь применимо для наших дней: мы сейчас живем в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество. Не подходит ли здесь идея Макаренко о воспитании учителем человека – строителя нового?

Ну и конечно же, в полной мере могут быть рекомендованы на сегодняшний день идеи Макаренко о педагогической цели учителя, отношениях педагогов и воспитанников, самостоятельной работе педагога, его опыте, такому принципу, как «программа-минимум», творчестве учителе и его свободе а также о различных педагогических приемах учителя. На мой взгляд, эти мысли Макаренко актуальны в наше время, как и в любое другое, так как пока существует общество, будет существовать и учитель. 

5.Литература

1.История педагогики. Латышина  Д.И

2.История педагогики  Мазалова. М

3. 5 ballov.qip.ru.Макаренко. А.С

4.makarenko-museum.narod.ru

5.www.allbest.ru

6.www.studmed.ru

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогическое наследство А.С.Макаренко