Педагогическое обеспечение формирования готовности подростков к развития своего творческого потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:41, реферат

Краткое описание

С позиции личностно-ориентированной педагогики важнейшим условием решения проблемы воспитания творческой личности является формирование готовности личности к творческому саморазвитию. "Готовность личности к развитию своего творческого потенциала" мы рассматриваем как интегративное динамичное новообразование в структуре личности, обеспечивающее эффективное раскрытие ее творческих возможностей, реализацию ее сущностных сил и включающее в свою структуру мотивационный, ориентационный (когнитивный), операционально-действенный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К РАЗВИТИЮ СВОЕГО ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА 
 
 

     С  позиции личностно-ориентированной  педагогики важнейшим условием  решения проблемы воспитания  творческой личности является  формирование готовности личности к творческому саморазвитию. "Готовность личности к развитию своего творческого потенциала" мы рассматриваем как интегративное динамичное новообразование в структуре личности, обеспечивающее эффективное раскрытие ее творческих возможностей, реализацию ее сущностных сил и включающее в свою структуру мотивационный, ориентационный (когнитивный), операционально-действенный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты.

     По  утверждению современных психологов (Б. М. Мастеров, Р. С. Немов,  Г. А. Цукерман), потребность в реализации своих сущностных сил актуальна для подросткового возраста. В этой связи весьма важной для подростков становится помощь взрослых в определении направления и способов развития своего творческого потенциала.

     Педагогическое  обеспечение формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала нами рассматривается как система не подавляющих личность приемов и методик, направленных на создание условий для оптимального и максимально естественного осуществления личностью творческого саморазвития, не приводящих к негативным последствиям (неуверенность, депрессии, негативное отношение к себе и т. д.). 

     Формулируя  цель педагогического обеспечения  формирования готовности подростков  к развитию своего творческого потенциала, мы исходим из того, что педагогическое влияние взрослых на процесс формирования готовности подростков к творческому саморазвитию - это процесс фасилитации.

     В  основе деятельности педагога, направленной  на обеспечение процесса формирования у школьников готовности к творческому саморазвитию, лежит, прежде всего, признание уникальности, ценности и свободы ребенка. Задачу взрослых, взаимодействующих с подростком на этом этапе его существования, можно определить как двойственную систему. С одной стороны, взрослые не должны мешать естественному процессу развития человека, а с другой - предоставить ему как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку и помогая преодолевать трудности.

     Таким  образом, цель педагогического  обеспечения процесса формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала можно определить как помощь ребенку в осознании и реализации его потребности в творческом саморазвитии через создание условий для естественного, оптимального и безопасного (то есть без негативных необратимых последствий) протекания этого процесса.  

     Мы  выделяем мотивационную, технологическую  и информационную функции педагогического  обеспечения формирования у подростков  готовности к творческому саморазвитию.

     Так,  мотивационная функция определяется  как ориентация мотивационной  сферы подростка на цели личностного  самопознания, самоопределения, саморазвития. Таким образом, при реализации  мотивационной функции педагогического  обеспечения формирования у подростков готовности к творческому саморазвитию педагог реализует следующие задачи: помощь ребенку в осознании его потребности в развитии своего творческого потенциала; ориентация мотивационной сферы ребенка на цели развития своего творческого потенциала.

    Информационная функция педагогического обеспечения направлена на передачу учащимся определенного набора знаний, касающихся проблем творчества, а также психологических особенностей человека. Это знания физиологии, анатомии, психологии, истории, философии, мировой художественной культуры и т. д. Познакомившись с обобщенными научными знаниями о человеке, его природе и психике, подросток может лучше увидеть и понять те свойства своей личности, которые в той или иной мере присущи всем людям, может адекватнее оценить свои индивидуальные черты, более глубоко понять корни и истоки особенности своей личности. В связи с этим на педагога ложатся важные задачи: трансляция ребенку знаний о феномене творчества, о творческом потенциале человека, о собственной индивидуальности; адаптация информации для адекватного восприятия ее ребенком. 

     Технологическая  функция педагогического обеспечения  формирования у подростков готовности  к творческому саморазвитию заключается  в предоставлении школьникам  необходимых условий и средств для реализации этого процесса. В связи с актуализацией технологической функции педагог решает следующие задачи: обучение детей умениям и навыкам творческого саморазвития; обучение способам самостоятельного накопления средств творческого саморазвития.

     Также, необходимо отметить, процесс формирования готовности подростков к творческому саморазвитию будет эффективен при обеспечении определенных психолого-педагогических условий, к которым мы относим: гуманистическую ориентацию педагога; создание в образовательном процессе благоприятной атмосферы для свободной коммуникации; постоянный учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированная работа с ними.

     Как  показывает опыт экспериментальной  работы, обеспечение и соблюдение всех вышеперечисленных функций и психолого-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе позволяет повысить уровень сформированности всех компонентов готовности личности к развитию своего творческого потенциала и подтверждает эффективность предлагаемого педагогического обеспечения формирования у подростков готовности к творческому саморазвитию. 
 
 
 

М. А. Кувырталова

Тула


Информация о работе Педагогическое обеспечение формирования готовности подростков к развития своего творческого потенциала