Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:20, реферат
Цель: использование современных стилей педагогического общения на практике.
Задачи:
проанализировать психолого – педагогическую литературу;
разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
определить стили педагогического общения и дать характеристики;
выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Введение
Из истории вопроса
Педагогическое общение
Понятия педагогического общения
Стили общения
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога
Средства развития коммуникативности
Планирование педагогического общения и подготовка к нему
Технология общения
Техника речи
5. Заключение
6. Список литературы
3. Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
4. Общение
на основе увлеченности
В основе этого
стиля - единство высокого профессионализма
педагога и его этических установок.
Ведь увлеченность совместным с учащимися
творческим поиском - результат не только
коммуникативной деятельности учителя,
но в большей степени его отношени
Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.
Размышляя о
вариантах взаимоотношений
Подчеркивая плодотворность такого стиля
взаимоотношений педагога и воспитанников
и его стимулирующий характер, вызывающий
к жизни высшую форму педагогического
общения - на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью, необходимо
отметить, что дружественность, как и любое
эмоциональное настроение и педагогическая
установка в процессе общения, должна
иметь меру. Зачастую молодые педагоги
превращают дружественность в панибратские
отношения с учащимися, а это отрицательно
сказывается на всем ходе учебно-воспитательного
процесса (нередко на такой путь начинающего
учителя толкает боязнь конфликта с детьми,
усложнения взаимоотношений). Дружественность
должна быть педагогически целесообразной,
не противоречить общей системе взаимоотношений
педагога с детьми.
6. Общение
- устрашение
Этот стиль общения, к которому
также иногда обращаются начинающие учителя,
связан в основном с неумением организовать
продуктивное общение на основе увлеченности
совместной деятельностью. Ведь такое
общение сформировать трудно, и молодой
учитель нередко идет по линии наименьшего
сопротивления, избирая общение-устрашение
или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение
вообще бесперспективно. В сущности своей
оно не только не создает коммуникативной
атмосферы, обеспечивающей творческую
деятельность, но, наоборот, регламентирует
ее, так как ориентирует детей не на то,
что надо делать, а на то, чего делать нельзя,
лишает педагогическое общение дружественности,
на которой зиждется взаимопонимание,
так необходимое для совместной творческой
деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки характерное, в основном, для
молодых учителей и связанное с неумением
организовать продуктивное педагогическое
общение. По существу, этот тип общения
отвечает стремлению завоевать ложный,
дешевый авторитет у детей, что противоречит
требованиям педагогической этики. Появление
этого стиля общения вызвано, с одной стороны,
стремлением молодого учителя быстро
установить контакт с детьми, желанием
понравиться классу, а с другой стороны
- отсутствием необходимой общепедагогической
и коммуникативной культуры, умений и
навыков педагогического общения, опыта
профессиональной коммуникативной деятельности.
А.С.Макаренко резко осуждал такую "погоню
за любовью". Он говорил: "Я уважал
своих помощников, а у меня были просто
гении в воспитательной работе, но я их
убеждал, что меньше всего нужно быть любимым
воспитателем. Я лично никогда не добивался
детской любви и считаю, что эта любовь,
организуемая педагогом для собственного
удовольствия, является преступлением...
Это кокетничанье, эта погоня за любовью,
эта хвастливость любовью приносит большой
вред воспитателю и воспитанию. Я убедил
себя и своих товарищей, что этого привеска...
не должно быть в нашей жизни...
Пусть любовь придет незаметно, без ваших
усилий. Но если человек видит цель в любви,
то это только вред..."
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения,
возникает в результате:
а) непонимания педагогом стоящих перед
ним ответственных педагогических задач;
б) отсутствия навыков общения;
в) боязни общения с классом и одновременно
желания наладить контакт с учениками.
В чистом виде стили не существуют.
Да и перечисленные варианты не исчерпывают
все богатство самопроизвольно
выработанных в длительной практике
стилей общения. В его спектре
возможны самые различные нюансы,
дающие неожиданные эффекты, устанавливающие
или разрушающие взаимодействие
партнеров. Как правило, они находятся
эмпирическим путем. При этом найденный
и приемлемый стиль общения одного педагога
оказывается совершенно непригодным для
другого. В стиле общения ярко проявляется
индивидуальность личности.
1 Средства
развития коммуникативности
В результате многочисленных
исследований и экспериментов психологи
и педагоги советуют учителям следующие
средства для развития коммуникативных
способностей:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества,
а отношение педагога к детям - выражение
общественных требований.
2) Учитель не должен, открыто демонстрировать
педагогическую позицию. Для детей слова
и поступки педагога должны восприниматься
как проявление его собственных убеждений,
а не только как исполнение долга. Искренность
педагога - залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности.
Познание себя, управление собой должно
стать постоянной заботой каждого учителя.
Особого внимания требует умение управлять
своим эмоциональным состоянием: воспитательному
процессу вредит раздражительный тон,
преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения
строятся на взаимоуважение ученика и
учителя. Надо уважать индивидуальность
каждого школьника, создавать условия
для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных
черт личности.
5) Педагогу необходимо
позаботиться о благоприятной с
6) Развитие наблюдательности, педагогического
воображения, умения понимать эмоциональное
состояние, верно истолковывать поведение.
Творческий подход к анализу ситуации
и принятию решений основывается на умении
педагога принимать роль другого - ученика,
родителей, коллеги, - становиться на их
точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников
за счет уменьшения речевой деятельности
учителя - важный показатель мастерства
общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников
быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно
в присутствии других, а порицать лучше
наедине. Учительская речь должна быть
при этом выразительной. И если даже у
вас не поставлен голос, вас могут выручить
жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками
педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно
обеим сторонам.
Если педагог
будет следовать этим советам, то
избежит многих проблем и трудностей в общении.
Сознательное формирование своего педагогического
стиля возможно при определенном уровне
развития способности к самоанализу профессиональной
деятельности. Педагоги в этом случае
в ходе профессионального взаимодействия
с детьми целенаправленно ищут, отбирают
и накапливают средства и способы общения,
которые обеспечивают оптимальную результативность
во взаимодействии с детьми и соответствуют
их индивидуальности. Это в свою очередь
приносит эмоциональное удовлетворение,
приводит к переживанию психологического
комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава
средств и способов осуществления коммуникативной
деятельности, складывается определенная
устойчивая целостная структура, а именно
- индивидуальный стиль педагогического
общения. В ходе стихийной выработки стиля
педагог также использует известные средства
и способы общения, которые кажутся ему
наиболее эффективными, индивидуально
удобными.
В дальнейшем происходит стабилизация
этих средств и способов общения, стихийно
складывается индивидуальный стиль общения,
субъективно удобный, но не всегда профессионально
оптимальный, так как воспитатель не уделяет
должного внимания анализу целесообразности
используемых средств и способов деятельности
с точки зрения требований деятельности.
Чем раньше педагог осознает необходимость
формирования своего стиля, тем больше
окажется возможностей для формирования
позитивного стиля, тем эффективнее будет
протекать процесс становления его как
профессионала.
2 Планирование
педагогического общения и
Особенностью
речи учителя является ее направленность,
обращенность к ученикам. Наблюдательный
педагог всегда строит свою речь на
предвидении возможной реакции
на нее своих воспитанников. Он может
заранее представить, как отреагирует
на его слова скептик, в какой мере
затронет речь легко ранимого ученика,
какую оценку она найдет во взгляде такое
предвидение поможет педагогу более рационально
организовать свою речь, скорректировать
ее при общении.
Устная речь учителя, как правило, речь
импровизированная. В этом тоже заключается
ее особенность. Учитель-профессионал
говорит всегда без непосредственной
опоры на текст учебника или конспект
урока. Ученики, слушая его, как бы присутствуют
в момент сиюминутного рождения слов,
выражений. Создается впечатление, что
учитель публично мыслит, впервые для
себя вместе с учениками открывает истину.
Импровизированная
речь - понятие неоднозначное. В одних
случаях это речь, заранее подготовленная,
придуманная, но умело преподнесенная
учителем как "сиюминутная". Это не дословный пересказ,
а действительно свободное изложение,
создаваемое в момент произношения, но
с учетом предварительной подготовки.
В других случаях речь учителя - импровизация
в прямом смысле этого слова, речь неподготовленная,
рождающаяся, когда условия требуют немедленной
реакции учителя. Именно здесь проявляется
общая и педагогическая культура учителя,
его опыт взаимоотношений с учениками.
3 Технология
общения
Владение технологией
общения помогает педагогу организовывать
правильное поведение в конкретной ситуации.
Неверное педагогическое воздействие
или неверная форма общения, выбранная
для взаимодействия, может привести к
конфликту между учителем и учеником.
Учителю важно правильно использовать
приспособления в общении, т.е. систему
приемов( психологических, мимических,
пантомимических, речевых, двигательных
и и.д.), избираемую для организации структуры
общения, адекватной задаче и особенностям
педагогической ситуации.
Начинающий педагог должен формировать
у себя навыки моментального включения
системы коммуникативных приспособлений
в каждой новой педагогической ситуации.
Одним из средств, подкрепляющих воздействие
общения, можно назвать инициативность,
которая требует определенного поведения
и звучания речи. В системе педагогического
общения инициативность выступает как
важнейшая коммуникативная задача педагога.
Естественно, что формы выражения инициативности
разнообразны. Инициативность может быть
двух видов:
1) Педагог открыто выступает как инициатор
общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор
деятельности, причем в этом случае у школьников
создается впечатление, что инициаторами
этой деятельности являются они сами.