Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 18:06, контрольная работа
Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.
Задачи: - проанализировать психолого - педагогическую литературу;
- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
- определить стили педагогического общения и дать характеристики;
- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Введение ………………………………………………………………….……….2
Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога…………………………………………………..15
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27
Содержание
Введение
………………………………………………………………….……….
Глава
1 Из истории вопроса…………………………………………………...…
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия
педагогического общения…………………
2.2 Стили
общения …..…………………………………………………
Глава
3 Значение индивидуального стиля
общения и средства повышения
коммуникативности педагога…………………………………………………..
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование
педагогического общения и
3.3 Технология
общения ……………………………………………………….
3.4 Техника
речи ……………………………………………………………..
Заключение
………………………………………………………….…….…….
Список
литературы ………………………………………………..…………
…27
Введение
Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения - с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Индивидуальный
стиль деятельности - одна из важных
характеристик процесса индивидуализации
профессионального труда. Наличие
своего стиля у профессионала
свидетельствует, с одной стороны,
о его приспособлении к объективно
заданной структуре профессиональной
деятельности, а с другой - о максимально
возможном раскрытии своей
Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная. Из всего многообразия ее компонентов Н.В. Кузьмина выделяет три: содержательный, методический и социально-педагогический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в единстве является социально-педагогический компонент, т.е. педагогическое общение, которое обеспечивает реализацию двух других.
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Цели:
использование современных
Задачи: - проанализировать психолого - педагогическую литературу;
- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
- определить стили педагогического общения и дать характеристики;
- выявить
значение индивидуальной
Объект исследования: - процесс общения.
Предмет
исследования: - стили общения между
педагогом и учащимися в
Методы: - анализ литературы по теме исследования;
- наблюдение
за учебной деятельностью
Глава 1 Из истории вопроса
На
определяющую роль и большое значение
педагогического общения в
Несмотря на общеизвестную истину "убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса", многие, с позволения сказать "педагоги" используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. "Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать"... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать".[5; 298 с.] Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: "Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и - это особенно важно - обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала".[14; 340 с.]
Общение (в частности, педагогическое) - одно из самых модных тем современной психологии. С конца 60-х годов и по настоящее время этой тематике посвящены сотни работ. Особенно много таких работ вышло в США, ФРГ и Италии. Время от времени появляются очень солидные труды, обобщающие целые пласты исследовательских работ по проблемам общения. Одну из таких обобщающих работ американских психологов Дж. Брофи и Т. Гудда "Отношения учителя и ученика" анализирует проф. А. А. Леонтьев. Он обращает внимание на собранные авторами данные, которые касаются "субъективности" общения учителя, проявляющейся, прежде всего в избирательном отношении. [6; 98 с.]
Глава 2 Педагогическое общение
2.1 Понятия педагогического общения
Педагогическое
общение - система ограниченного
социально-психологического взаимодействия
педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией,
оказание воспитательного воздействия,
организация взаимоотношений с
помощью коммутативных средств.
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.[17; 231 с.] Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
2.2 Стили общения
Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется?
Об этом следует поговорить подробно.
Для
продуктивной коммуникативной деятельности
педагог должен знать, что общение
пронизывает всю систему
Специфика
педагогического общения
На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:
1. конструировать
особенности своего поведения
(свою педагогическую
2. конструировать
выразительные средства
Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:
* общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
* система
общения, характерная для
* ситуативная
система общения, возникающая
при решении конкретной
Под
стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические
особенности социально-
В стиле общения находят выражение:
* особенности
коммуникативных возможностей
* сложившийся
характер взаимоотношений
* творческая индивидуальность педагога;
* особенности
ученического коллектива. Причем
необходимо подчеркнуть, что
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
Педагоги - психологи в наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.[20; 620 с.]
1. Авторитарный
При
авторитарном стиле характерная
тенденция на жесткое управление
и всеобъемлющий контроль выражается
в том, что преподаватель значительно
чаще своих коллег прибегает к
приказному тону, делает резкие замечания.
Бросается в глаза обилие нетактичных
выпадов в адрес одних членов
группы и неаргументированное