Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:43, контрольная работа
Педагогическое общение — специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
На пятой стадии возникает проблемная ситуация, конфликт, столкновение мнений. У собеседников появляется желание решения. Это в высшей степени творческое взаимодействие, поиск нового взгляда, решения, не существующего ни у одного из собеседников.
На шестой стадии собеседники принимают решение на основе разработок пятой стадии. Намечается совместный план реализации найденного решения, происходит фиксация результата общения, собеседники выходят из контакта.
Таким образом, зная стадии общения, учитель может прогнозировать результаты взаимодействия.
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. В процессе взаимодействия учитель получает от ребенка обратную связь, и сам дает её. Какими средствами общения он пользуется? Субъект общения может просто сказать о своей реакции, о своем впечатлении или чувстве. Общение, когда люди обмениваются информацией с помощью слов, называется вербальным. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует человеческую речь. Под речью
11
понимается естественный
звуковой язык, т.е. система фонетических
знаков, включающих два принципа –
лексический и синтаксический. Речь
является самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации с ее помощью менее
всего теряется смысл общения. Благодаря
ей осуществляется кодирование и
декодирование информации. Посредством
речи не просто «движется» информация,
но участники коммуникации особым способом
воздействуют друг на друга, ориентируют
и убеждают друг друга, т.е. стремятся
достичь определенного
Довольно часто в общении используются и другие средства, которые передают нашему партнеру по общению определенную информацию, наше переживание или впечатление иногда более ярко, чем слова. В наибольшей степени это относится именно к эмоциям и переживаниям. Такие средства общения, которые позволяют партнерам осуществлять обмен информацией без использования слов, называются невербальными. Определенное выражение лица, поворот головы, движение, манера поведения, взгляд, подмигивание могут сообщить очень много информации о состоянии партнера. Невербальные средства общения относятся к «языку тела», который присутствует в любом человеческом общении. Невербальное общение, как правило, сопровождает вербальное и дополняет его. При этом используется не только «язык тела», но и такие невербальные, но сопровождающие речь средства, как интонации, паузы, повышение и понижение тона, громкость.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ. При изучении любого объекта проводят его классификацию. Классифицируют и общение. Вот одна из наиболее принятых схем.
1. По положению коммуникантов в пространстве и времени различают общение контактное и дистантное.
Контактное общение имеет опору на ситуацию, жестово-мимическое и интонационные сигналы. К видам дистантного общения относят все те, где
12
коммуниканты разделены пространством и временем.
2. По наличию или отсутствию
какого - либо опосредующего «аппарата»
различают общение
Понятие непосредственного общения, связанного с контактным, очевидно - это обычный разговор, беседа, доклад и т.д.
К видам опосредованного общения относится и телефонный разговор, и письмо, и передача информации по радио, телевидению, через книгу.
3. С точки зрения формы существования языка различают общение устное и письменное.
Текст устный или письменный имеет свои особенности. Устное общение, как правило, связывается с признаками контактности и непосредственности, а письменное - с признаками дистантности и опосредованности.
4. С точки зрения переменной
~ постоянной позиции я - говорящего
и ты - слушающего различают общение
диалогическое и
5. С точки зрения количества
участников общение:
Количественные отношения «I - I» и «I - несколько» приводят к межличностной коммуникации, отношение «I - много» - к массовой коммуникации. Массовое общение - это и публичное выступление, лекция, доклад и т.д. Массовая коммуникация требует внимания к правилам, нормам лексического и грамматического выбора при организации текста как ясного, доходчивого, логичного, краткого, выразительного, воздействующего.
6.С точки зрения обстановки
общения и взаимоотношений
В отличие от частного, официальное общение ограничено строгими правилами взаимного поведения и отношений коммуникантов как представителей организации, группы, поэтому текст официального общения содержит немало клишированных, стереотипных компонентов.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого
13
общения. Учитель в процессе
педагогического общения
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:
1. Авторитарный.
2. Демократический.
3. Попустительский.
ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ.
Создавая атмосферу
Невозможно абсолютное равенство ребенка и педагога, но возможна равноценность. Поскольку и ребенок, и взрослый педагог равноценны, они могут занимать в общении позиции равноправных партнеров. И ребенок, и взрослый - люди, их различает лишь объем личного опыта, знаний, уровень развития. Именно с этой точки зрения педагог равноценен ребенку, хотя и не равен ему по уровню развития.
Общение, в котором оба партнера занимают равноправную позицию, называется партнерским.
Во взаимодействии с ребенком учитель не только принимает от него информацию о его настроениях, переживаниях, уровне понимания, но и дает
14
ему «обратную связь» о
собственной включенности в процессе
общения. Ориентируясь на наши реакции,
ребенок строит представление о
собственных успехах или
Различные внешние обстоятельства могут повлиять на наше самоощущение. Но ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость и раздражение разбили взаимодействие педагога с ребенком, разрушили их контакт.
Если у педагога не получается занятие или совместная игра, не стесняйтесь признаться в этом детям. В общении очень важно быть естественным, оставаться самим собой.
Взаимодействие с детьми
предполагает, что педагог должен
корректировать поведение
15
1.3.ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ.
Общение представляет
собой процесс, в котором
-коммуникация (обмен информацией);
-интеракция (обмен действиями);
-социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).
Функции общения дают представление о том, что конкретно происходит в процессе общения между людьми. Коммуникативная сторона общения отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При этом отдельный акт передачи информации от одного партнёра другому и её приёма называется коммуникативным актом.
В зависимости от разных критериев классификации коммуникативных актов выделяют следующие типы:
-по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические;
- по форме контактирования: прямые, опосредованные. Например, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа — прямой формой контактирования;
-по типу связи: однонаправленные, двунаправленные;
-по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная;
- по результатам: от негативного через нулевой к позитивному. Интеракция помимо обмена информацией предполагает также обмен определёнными действиями между партнёрами по общению. В процессах восприятия друг друга партнёрами по общению (перцептивная сторона общения) фиксируются отношение людей друг к другу, их взаимное влияние друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание. Педагогическое общение и его функции
В соответствии с центральным
назначением педагогического
16
Первая функция — "открытие" ребенка на общение — призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными или попасть в немилость к учителю. С другой стороны, без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка, и педагог вынужден довольствоваться лишь его поведенческими реакциями, которые, как известно, могут определяться и диктоваться скрытыми мотивами.
Вторая функция — "соучастие" ребенку в педагогическом общении — обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми. Реализуя соучастие в адрес ребенка, педагог помогает ему справиться с теми трудностями, которые встречаются на его пути восхождения к культуре человечества.
Третья функция — "возвышение" ребенка в педагогическом общении— понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.
Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, многие из которых сугубо индивидуальны, и их простое перечисление оказалось бы задачей, пожалуй, непосильной, поэтому назовем лишь некоторые.
1.Выбор пластической позы. Пластический язык человека сравнительно недавно стал изучаться педагогами, но, как показывает практика, именно этот вопрос вызывает наиболее оживленный интерес.
Поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Учеными установлено, что невербальным языком (языком пластики, мимики, жеста) передается от 55 до 80% информации, в то время как вербальными средствами — от 20 до 40%, причем большая часть здесь принадлежит тону, интонации, экспрессии.
Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:
— открытая поза;
— руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;
17
— ладони время от времени разворачиваются к аудитории;
— пластика плавная, мелодичная;
—преобладание психологических жестов над описательными;
—для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания — несколько шагов назад.
2. Подача информации с
позиции "Мы". Реализация этой
операции становится возможной
при устранении трех барьеров:
физического, социального и
Физический барьер общения
возникает при нарушении
Третий барьер — терминологический.
Причина его кроется в
Информация о работе Педагогическое общение в хореографическом коллективе