Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:14, реферат
Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
· Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
· Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
· Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
· Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
· «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
· Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
· Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
· Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
· Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
· Выложить фишками геометрическую фигуру.
· Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
· Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
· Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
· Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
· Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
· Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
· Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
· При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.
· Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.
· Игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
· «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
· Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
· «Археология». Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.
· «Дорожки из песка». Покажите ребёнку. как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
· Закапывать и откапывать можно буквы, цифры, геометрические фигуры – так ребёнку будет проще их запомнить.
· Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова) Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
· Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова)
Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка,
корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт
их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро
к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.)
Затем педагог достаёт из коробки следующие
картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для
этого давайте произнесём названия животных
и выделим первый звук в этих словах. -
кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове,
первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] –
братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён
на картинках, выделяют первый звук и подбирают
пару. Вывод: Чем различаются данные пары
звуков? (Твёрдые – мягкие.)
· Упражнение «Песочный дождик» (Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
· Игра «Кто это был?» (Р.Г.Голубева) Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
· Игра «Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто
лишний?». Давайте вспомним, какие звуки
издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри
игру «Кто это был?»), а те животные, звуки
которых я не назову, должны будут спрятаться
в песок:
- р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
- д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)
- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)
- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).
· Игра «Эхо». Педагог произносит
слоги, а дети повторяют их по очереди,
при этом за каждое правильно выполненное
повторение ребёнку предлагается взять
любую игрушку для последующей игры в
песке.
- та-ка-па
- па-ка-та
- ка-на-па
- га-ба-да
- па-ба-па
- по-бо-по
- пу-бу-пу
- пы-бы-пы
- та-да-та
- да-та-да
- ла-га-ка
- га-ка-га
С выбранными игрушками дети играют в
песочные прятки: один ребёнок закрывает
глаза, а остальные прячут его игрушки
в песок.
· Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су-су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
· Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
· Упражнение "Необыкновенные следы".
"Идут медвежата" - ребенок кулачками
и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев
ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными
пальцами рук делает поверхность песка
волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает
всеми пальцами, имитируя движение насекомых
(можно полностью погружать руки в песок,
встречаясь под песком руками друг с другом
- "жучки здороваются").
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри
—
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Опыт работы показал, что использование
песочной терапии дает положительные
результаты:
- у обучающихся значительно возрастает
интерес к логопедическим занятиям;
- обучающиеся чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и
скуке.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила.
· Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.
· Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
· Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Информация о работе Песочная терапия в работе учителя-логопеда