Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 16:14, доклад
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Муниципальное Специальное (Коррекционное) Образовательное Учреждение
Общеобразовательная школа - детский сад №2
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Доклад
«Песочная терапия – одна из нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий».
Тирасполь, 2014г.
Проходя по участкам в детском саду, каждый будь-то родитель, воспитатель, дедушка или бабушка, видят, как их чадо играет в песочнице. И глядя на это можно услышать: “Ах, ты опять грязный?”, а другие скажут: “Как красиво получилось!”. И, наверное, каждый вспоминает своё детство. Дети, как и мы же когда-то варят “кашки – малашки”, мальчишки строят туннели, гаражи, замки. Малыши делают куличики. И ни каждый родитель знает, что использовать песок можно и в обучении, в развитии их чада, игры с песком более целенаправленные и их считают началом конструирования. А самое главное песок дает дополнительный акцент на развитие тактильного ощущения, развитие мелкой моторики рук.
Впервые принцип "песочная терапия" был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По его мнению, этот текучий материал символизирует жизнь во вселенной, а отдельные песчинки - это люди и другие живые существа.
Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Игровые методы применяются:
Песочная игротерапия, является наиболее продуктивным и действенным методом организации деятельности с детьми, особенно с детьми, соматически ослабленными.
У часто болеющих детей могут развиваться различные психологические проблемы, "комплексы". Прежде всего, это "комплекс неполноценности", неуверенности в себе, так как частые болезни могут привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников). Поэтому большое внимание следует уделять психоэмоциональному здоровью детей.
Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у часто болеющих детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
Применение этой игровой терапии на занятиях с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).
Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:
Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:
При организации занятий песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:
Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция педагога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.
В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.
Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Для игр с песком используется материал:
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.
Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Дошкольник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.
Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.
По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.
Вашему вниманию предлагается три конспекта занятий по песочной игротерапии, которые направлены на коррекцию психических процессов, развитие мелкой моторики руки, тактильных ощущений, развитие связной речи; коррекцию страхов, боязливости, агрессивности, гиперактивности.
Предложенные занятия могут проводиться с детьми индивидуально и с небольшой подгруппой детей.
"Зарывание секретиков"(
Цель: установление психологического комфорта.
Задачи:
Материал: ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные "волшебные" предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия. Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.
Другой вариант.
Взрослый предварительно закапывает в песок "волшебные камешки доброты" (разного цвета). Ребенку дается кисточка (если песок сухой) или руками (если песок мокрый) начинает откапывать "секретики" (по очереди). И в процессе раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Затем взять "волшебный камешек доброты" в руку, подержать и передать другому - поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами ("камешек доброты" передается из рук в руки по кругу).
По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки, сесть на стулья, взяться за руки и поделиться впечатлениями.
"Победим страх"
(коррекция страха, боязливости, агрессивности, гиперактивности)
Проективная игра.
Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.
Задачи:
Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия. Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.
По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.
Эмпатия.
Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).
"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".
"Я колючий только снаружи"
(коррекция агрессивного поведения)
Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
Научить ребенка справляться с гневом (в неразрушительной форме для окружающих).
Материал: ящик с песком, вода, на выбор фигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия. Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.
По окончании работы ребенок моет руки и садится на стул.
Информация о работе Песочная терапия – одна из нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий