Подготовка детей к обучению грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 05:16, контрольная работа

Краткое описание

Начальная школа рассчитана на детей, не получавших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем, значительная часть детей, поступающий в первый класс, умеет читать. Овладение грамотой в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны.

Содержание

Введение
1. Проблема готовности ребенка к школе и подготовки к обучению грамоте в государственных документах РФ
2. Значение методики Д. Д. Эльконина для современных технологий
3. Анализ технологий работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте, отраженных в разных программах и УМК
4. Заключение
5. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контр.работа по развитию речи.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Методика работы находит свое отражение в пособиях: Гербова В.В. «Развитие речи», 4-6 лет—М.Владос, 2003; Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду». – М: Мозаика-синтез, 2005; Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» –М: Мозаика-Синтез, 2005; Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» – М.:Мозаика-Синтез.2005.

Для всех дошкольных групп разработаны рабочие тетради:

«Развитие речи у малышей (дошкольников)».-М.:Мозаика-Синтез, 2006

 

«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Авторский коллектив: В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.

Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого прогресса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии – интеграция познания общения со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности (предметной, трудовой, экспериментирование). Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижения своих возможностей, самопознания способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Раздел «Развиваем речь детей» раскрывает центральные задачи речевого развития ребенка для каждого возрастного  этапа. Подраздел «Подготовка к обучению грамоте» впервые встречается в среднем дошкольном возрасте, однако элементарные подготовительные задачи интересующей нас проблемы мы видим в подразделе «Звуковая культура речи» и в более  младшем возрасте. В среднем дошкольном возрасте ставятся задачи: знать термины «слово», «звук», правильно их понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, могут быть длинными и короткими. Учиться сравнивать слова по протяженности.  Учиться звуковому анализу слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки; различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; определять место звука в слове; самостоятельно выделять слова с заданным звуком. Со 2-ой половины года учиться анализу односложных трехзвуковых слов по схеме и модели, составлять предложения по схеме и модели, составлять предложения по «живой модели» (с.120-121)

В старшем дошкольном возрасте  в подразделе «Подготовка к обучению грамоте» раздела «Развиваем детей» видим усложнение задач: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению).  Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства:  схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учиться анализировать 4х, 5-тизвуковые слова разного состава. Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.

В методическом пособии Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» (составлено в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство») занятия по обучению грамоте построены на основе программы Д.Г.Шумалевой «Как хорошо уметь читать!», обогащены развивающими играми В.Воскобовича «Складушки», «Тысячислов», «Читайка», «Конструктор букв». Занятия по обучению грамоте объединены с лепкой. Детей знакомят с буквами, учат читать; однако, при диагностике знание букв и уровень чтения слитно по слогам учитывается (таблица проверки знаний программы по 3КР) и обучению грамоте (с.424), а в характеристике уровней освоения программы по подготовке к обучению грамоте (с.418) умение читать не упоминается.

4.Заключение

В отечественной  и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех-пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой стороне речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.

По мнению А. В. Запорожца, психологические новообразования, возникающие на ранних возрастных ступенях развития ребенка, имеют абсолютное значение в его развитии, внося свой неповторимый вклад в формирование человеческой личности.

Современная школа  требует от детей, поступающих в  первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько  способности к действию в умственном плане, которая формируется в  процессе усвоения системы знаний в той или иной области действительности.

Поэтому уже  в дошкольном возрасте надо помочь детям овладеть определенной системой знаний, которая станет основой будущего изучения предмета.

В связи с  этим мы рассматриваем обучение ребенка-дошкольника чтению как фундамент будущей грамотности человека. Следовательно, обучение чтению — это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка.

В основе методик  начального обучения чтению лежит звуковой аналитико-синтетический метод, требующий как анализа звуковой стороны речи в процессе обучения, так и синтеза ее уже при чтении.

Исходя из этого, предлагаемая здесь подготовка к  обучению грамоте, направленная на формирование ориентировки в звуковой стороне  речи, тем и ценна, что позволяет всем детям, прошедшим ее, успешно учиться дальше чтению (и вообще русскому языку), независимо от того, как будут учить (по какой методике) и где будут учить (в детском саду или школе).

  1. Литература

Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»

Программа Д.Г.Шумалевой «Как хорошо уметь читать!»

ж-л «Дошкольное воспитание» №8, 2007г.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  п/р М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: Мозаика-Синтез, 2005

Гербова В.В. «Развитие речи», 4-6 лет—М.Владос, 2003;

 Гербова В.В. «Развитие  речи в детском саду». –  М: Мозаика-синтез, 2005; Максаков А.И.  «Развитие правильной речи ребенка  в семье» –М: Мозаика-Синтез, 2005;

Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок» – М.:Мозаика-Синтез.2005.

«Детство» - программа  развития и воспитания детей в  детском саду – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Авторский коллектив: В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Бурятский государственный  университет

Педагогический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Подготовка детей к обучению грамоте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:Атаскевич  С.М.

Студентка группы № 07512с

Зачетная книжка №711076

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 г


Информация о работе Подготовка детей к обучению грамоте